В Узбекистане ликвидировано представительство еще одной американской НПО - Central Asian Free Exchange (CAFE)
15 июня ташкентский городской суд по гражданским делам вынес постановление о закрытии представительства очередной американской неправительственной организации - Central Asian Free Exchange (CAFE). Представление о закрытии этой НПО было подано министерством юстиции, по мнению которого представительство CAFE занималась деятельностью, «несовместимой с ее статусом». «Представление внесено в связи с несоответствием деятельности представительства заявленным уставным задачам, а также по фактам многочисленных нарушений узбекского законодательства», - сообщил представитель Минюста.
Заявленными уставными задачами Central Asian Free Exchange, работавшей в Узбекистане с 1992 года, были содействие культурному обмену в области образования, сотрудничество в области сельского хозяйства, медицины, развития предпринимательской деятельности и социального обеспечения. Однако по утверждению министерства юстиции, помимо прочего сотрудники американской НПО занимались миссионерской деятельностью, что запрещается законом «О свободе совести и религиозных организаций».
В результате серии судебных процессов в мае этого года уже были ликвидированы филиалы представительства CAFE в Фергане, Коканде, Самарканде и Нукусе. Сотрудникам НПО инкриминировалось занятие миссионерской деятельностью, а именно – неоднократные попытки обращения местных жителей в протестантизм. В судах подчеркивалось, что это уже не первое нарушение со стороны представительства Central Asian Free Exchange, ранее за подобную деятельность несколько сотрудников CAFE уже лишались аккредитации и выдворялись за пределы Узбекистана.
На заседании ташкентского городского суда, проходившего под председательством судьи Ирины Баевой, присутствовали прокурор Дильшод Иброхимов, представители Минюста, глава представительства CAFE в Узбекистане Роберт Грейвс, а также представитель головного офиса Джеймс Холл. Обязанности защитника выполнял глава Комитета защиты прав личности Узбекистана Марат Захидов.
Несмотря на то, что Джеймс Холл и Марат Захидов заявили, что если суд предоставит им такую возможность, то они примут к сведению претензии министерства юстиции и в краткий срок устранят все имеющиеся недостатки, представитель Минюста Эркин Абдуллаев и прокурор Д.Иброхимов продолжали настаивать на том, что представительство CAFE в Узбекистане должно быть ликвидировано. В итоге судья озвучила решение о ликвидации представительства. Представитель суда напомнил, что в связи с выявленными нарушениями законодательства руководство представительства CAFE еще в августе 2005 года получило письменное предупреждение от министерства юстиции. В течение 20 дней после получения на руки решения суда у ответчика остается возможность для подачи апелляции.
Следует отметить, что 8 июня на основании представления Минюста решением ташкентского городского суда было закрыто представительство другой американской неправительственной организации - Global Involvement through Education. Официально – тоже за миссионерскую деятельность. Однако, что интересно, в январе 2006 года по этой же причине министерство юстиции потребовало закрыть представительства двух корейских НПО - «Institute of Asia Culture and Development» и «Korean Foundation for World Aid», но суд отказал в удовлетворении представления Минюста и ограничился вынесением решения о приостановлении их деятельности сроком на три месяца. Иными словами, корейские неправительственные организации, обвиняемые в миссионерской деятельности, остались в Узбекистане, в то время как американские НПО были закрыты.
Во всех этих случаях вызывает большие сомнения доказательная база стороны обвинения. Обратим внимание на то, что филиалы представительства CAFE были закрыты областными судами практически одновременно - 18 мая,19 мая, 2 июня. А поводом для их закрытия и одновременно главным доказательством виновности послужили письма неких сознательных граждан, на 14-м году работы этого НПО в Узбекистане вдруг обнаруживших, что оно занимается деятельностью, не соответствующей заявленным задачам, и немедленно обратившихся в прокуратуру. Несколько цитат из сообщений узбекских информагентств:
«В Ферганском межрайонном суде по гражданским делам оглашено решение о ликвидации филиала представительства «Central Asian Free Exchange» («CAFE») в г. Фергане. Судебный процесс был инициирован Ферганским областным управлением юстиции на основании многочисленных письменных заявлений и жалоб, поступивших от местных жителей» «Как стало известно на суде, основанием для внесения представления послужили многочисленные письменные заявления граждан, недовольных деятельностью иностранных сотрудников «CAFE» по пропаганде христианской религии протестантского толка среди местной молодежи» (18 мая).
«В Кокандском межрайонном суде по гражданским делам завершился судебный процесс в отношении филиала представительства иностранной неправительственной организации «Central Asian Free Exchange» («CAFE») в Коканде. Судебный процесс был инициирован областным управлением юстиции на основании многочисленных письменных заявлений и жалоб, поступивших от местных жителей. Так, в своих письменных показаниях свидетели утверждают, что сотрудники «CAFE» обуславливали предоставление безвозмездной гуманитарной помощи сменой традиционного вероисповедания на христианскую религию протестантского толка. В качестве примера приводятся акции по дарению нуждающимся семьям из сельской местности импортных велосипедов, которые сопровождались пропагандой христианской религии» (19 мая).
Удивительное дело – письменные заявления местных жителей словно по мановению волшебной палочки возникают всякий раз, когда кого-то нужно посадить или что-нибудь закрыть. По странному стечению обстоятельств, ликвидация данной американской НПО совпала с закрытием остальных американских НПО в Узбекистане.
Напомним, что в последнее время в Узбекистане «в связи с нарушением законодательства» были ликвидированы представительства Института Открытое общество (Фонд Сороса), Internews Network, IREX, Freedom House, Eurasia Foundation, ассоциации американских юристов (ABA/CEELI), ACCELS, Counterpart International. Были закрыты представительства Института по освещению войны и мира (IWPR), радио Свободы/Свободной Европы, УВКБ ООН, а также большинство узбекистанских НПО. Тем не менее, в Узбекистане пока еще остаются действующие иностранные НПО, а значит, в ближайшем будущем следует ожидать новых судебных процессов по их ликвидации.