«Миф об Александре в музейных коллекциях Италии и Античное наследие Узбекистана»
«Равных Александру Македонскому по молодости лет и грандиозности свершений мировая история не знает». Выступление академика Э.В.Ртвеладзе на пресс-конференции в Галерее изобразительного искусства Национального Банка Узбекистана постепенно превратилось в захватывающий рассказ о великом полководце и эпохе эллинизма. С 13 мая в Галерее для широкой публики открылась выставка «Миф об Александре в музейных коллекциях Италии и Античное наследие Узбекистана», организованная Посольством Италии в Узбекистане и Академией Художеств Узбекистана. «Александр был первым человеком в истории, осуществившим то, о чём говорят современные политики — сближение Востока и Запада».
Отличительной чертой эпохи Александра Македонского, как известно, является синкретизм (т.е. смешение, слияние разнородных элементов) эллинских и восточных традиций. Более того, сам образ Александра вдохновлял современников и многие последующие поколения на создание огромного числа мифов и легенд, выдающихся произведений искусства — и не только в тех странах, через которые пролегали пути его армии.
Несмотря на то, что Александр не дошёл до Рима, исторический или мифологизированный образ македонского царя занял настолько важное место в литературе и искусстве Италии, что уже в наши дни сотрудники отдела древнего искусства при Генеральной Дирекции по продвижению культуры и сотрудничеству МИДа Италии создали передвижную выставку «Миф об Александре. Иконография Александра Великого в Италии», которая даёт возможность увидеть великолепные произведения искусства из итальянских музейных коллекций, отражающих идеализированный образ великого полководца.
- Эта выставка, действительно, задумана как передвижная, и она будет путешествовать по миру, — рассказывает Чрезвычайный и Полномочный Посол Итальянской Республики в Узбекистане Анжело Персиани. — Мы сочли, что Узбекистан — это та страна, где она обязательно должна состояться, потому что сам Александр считал своей целью дойти именно до этих мест. Идея выставки очень серьёзная, потому что речь идёт о мифе, который сохранился в веках, причём он сохранился в Италии, где Александр никогда не был. Удивительно было не то, что эта выставка состоялась, потому что в принципе это предусмотрено культурным соглашением между нашими двумя странами. Удивителен тот энтузиазм, с которым была встречена сама идея проведения такой выставки именно здесь представителями всех тех организаций, к которым мы обращались — Академии Художеств, Галереи изобразительного искусства Национального Банка, а также археологами Узбекистана. В течение того месяца, на протяжении которого велись переговоры, сама идея разрослась и выставка тоже стала очень большой — преобладающее значение теперь занимает узбекская часть экспозиции и плюс ко всему выставлены очень ценные монеты того периода. Почему меня привлекает само имя, фигура Александра Македонского? Не только потому, что он был великим военным стратегом, но и потому, что сумел объединить народы, то, что пытаемся делать и мы посредством наших культурных инициатив. Происходя из великой греческой — эллинистической — культуры, тем не менее, он смог оценить культуру народов тех стран, через которые прошёл вместе со своей армией.
Передвижная часть выставки, подготовленная итальянской стороной, состоит из более чем 60 репродукций на полотне и бумаге. Это образы, символизирующие два основных момента — историю и миф об Александре Великом. С одной стороны, мозаика Дома Фавна в Помпеях, которая воспроизводит битву Александра и Дария. С другой — деталь мозаики пола Собора в Отранто, которая иллюстрирует вознесение Александра к небесам. Обе мозаики впервые воспроизведены на полотне в натуральную величину и снабжены фотографиями фрагментов.
Формированием и организацией узбекистанского раздела выставки занималась Дирекция художественных выставок Узбекистана.
- Когда представителями итальянского Посольства был задан вопрос — возможно ли здесь провести выставку «Миф об Александре», будет ли она интересна и поддержана местными экспонатами — мы конечно тут же ухватились за эту идею, — говорит заместитель Директора Дирекции художественных выставок Узбекистана Людмила Кодзаева. - Это уже не первая акция, в которой мы участвуем, показывая уникальные экспонаты из собрания наших музеев, представляя замечательную коллекцию археологии, которая была собрана специалистами нашей страны. Мы редко получаем выставки такого масштаба и такой оригинальной идеи, основанной на принципе передвижения. Полагаю, что выставка будет следовать по пути Александра. Первым пунктом был город Карачи в Пакистане. Там выставка прошла с блеском и была поддержана великолепием искусства Гандхары. Ташкент — второй пункт, и здесь выставка связана с античным наследием Узбекистана.
В узбекской части экспозиции представлено свыше 200 произведений — элементы архитектурного декора и росписи, скульптура, малая пластика, торевтика, предметы нумизматики. Это памятники, найденные на юге Узбекистана, на территории древней Бактрии и Согда — в городищах Дальверзинтепа, Кампыртепа, Халчаян, Хатын рабат, Фаязтепа, Айртам и других. Экспонаты предоставлены НИИ искусствознания и Государственным музеем истории Академии Наук Узбекистана. Также представлены живописные и графические произведения Г. Байматова, Дж.Умарбекова, Х. Турдыева и других художников, а также фотоматериалы, подготовленные к выставке Ташкентским Домом Фотографии.
Основная часть экспонатов — памятники древней культуры и истинные шедевры искусства из коллекции Научно-исследовательского института искусствознания Академии Художеств Узбекистана, сформированной за несколько десятилетий археологических изысканий Узбекистанской искусствоведческой экспедиции. В них обрёл своё воплощение синтез традиций Востока и Запада — греческого, буддийского и местного бактрийского искусства, тот самый синтез, который принято называть восточным эллинизмом.
- Мы представили около 80 экспонатов из коллекции УзИсЭкс, которая работает на юге Узбекистана вот уже 45 лет, и в рамках выставки планируем провести 26 мая научную конференцию, посвящённую этой дате, — рассказывает кандидат исторических наук, руководитель Узбекистанской Искусствоведческой Экспедиции при НИИ АХ РУ Баходыр Тургунов. — В конференции примут участие мэтры археологии из Узбекистана (Ташкента, Самарканда), Таджикистана и Италии. О находках в Тахты Сангине — греческом городе на юге Таджикистана — расскажет Саидмурод Бобомуллаев, наш гость из Душанбе. В экспозиции представлен фотоматериал, который предоставляет возможность зрителям составить общее представление о коллекции таджикских археологов. Что же касается образа самого Александра, его значения и места в истории народов Центральной Азии, то замечу, что и сейчас в Узбекистане, в частности, в Сурхандарье существует мост Искандера, посёлок Македон, а имя Искандер — одно из самых популярных.
Образ Александра Великого, реального и мифического, воплощён в бессмертном творении Алишера Навои — поэме «Вал Искандера», в работах среднеазиатских миниатюристов. Имя Искандера Зулькарная, как называли его народы Средней Азии, стало нарицательным, его образ остался на долгие века в истории искусства, литературе, в топонимике, сохранившись вплоть до наших дней. Более того, по мнению выдающегося учёного М. Е. Массона, «народные предания, бытовавшие у коренных жителей Средней Азии, как бы слагаются в своеобразный восточный жанр „Искандерий“. В отличие от европейских повестей об Александре Македонском, в которых преобладает тематика рыцарского романа, на Востоке в устных легендах и литературных произведениях преобладают философские мысли, представления о мире и поступки, которые должны были охарактеризовать Искандера как идеального правителя».
Когда-то поход Александра на Восток начинался с идеи отмщения персам за поругание эллинских святынь и освобождения от персидского ига малоазийских соотечественников. Однако в дальнейшем Александр начал проводить совершенно иную политику — политику сближения с Востоком. И именно этот процесс привёл к тому, что затянувшийся военный поход превратился «в один из величайших эпизодов мировой истории, стал поворотным моментом во взаимоотношениях Востока и Запада». Я вновь цитирую академика Э. В. Ртвеладзе, и это не случайно: в Узбекистане трудно найти специалиста, знающего об эпохе Александра больше, чем Эдуард Васильевич. Однако и для него — по собственному признанию академика — выставка «Миф об Александре в музейных коллекциях Италии & Античное наследие Узбекистана» представляет огромный интерес.
Можно только поблагодарить всех организаторов выставки за уникальную возможность соприкоснуться с «Историей древнего мира», который вряд ли станет менее древним, но точно — более «живым и понятным».