Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

К годовщине андижанских событий. Непокорный город Корасув, который не был расстрелян

17.05.2006 12:27 msk, Фирдавсий, соб.кор.

К годовщине андижанских событий. Непокорный город Корасув, который не был расстрелян

Фото Шерзода Юсупова, Фергана.Ру

14 мая 2005 года в одиннадцать часов утра зазвонил мой мобильный телефон. Звонил друг, который проживает в киргизском городе Карасуу, граничащем с узбекским городом Корасув.

- Эй, журналист, что спишь до сих пор? А ну-ка дуй быстрее к нам. Здесь у нас такое творится! - волнующимся голосом говорил мой друг. – Узбеки восстанавливают мост!

- Как? Власти восстанавливают мост? Через день после Андижанских событий?..

- Какие власти! Народ восстанавливает! Народ - великая сила!

Через сорок минут после этого разговора я был уже в киргизском Карасуу. Половина двадцатиметрового моста через реку Шахрихансай, разделяющую городок и две соседних страны, в одностороннем порядке был разрушен узбекскими властями около десяти лет тому назад. Мой приятель, работающий в то время в городском архитектурном бюро киргизской части города, рассказывал, что узбекские власти были намерены демонтировать весь мост. Только вмешательство местных властей из Кыргызстана остановило их. Мост, как архитектурное сооружение, находился на балансе киргизского города Карасуу, и узбекские власти, разрушив мост, причинили соседям материальный ущерб на сумму в один миллионов киргизских сомов.

Десять лет назад эта сумма была равна примерно 60 тысячам долларов США. Однако, на протяжении всех последних десяти лет киргизская сторона не требовала возмещения ущерба, а лишь призывала узбекских коллег восстановить мост, но напрасно. Узбекские отвечали на официальные требования киргизских властей молчанием.

Этот мост всегда был для Кыргызстана стратегически важным объектом. В киргизской части Карасуу, в советские времена бывшего единым городом, расположен сегодня самый большой оптовый рынок в Центральной Азии. И через этот мост киргизский рынок ежедневно посещали 30-40 тысяч узбекистанцев. После разрушения моста количество приезжающих из Узбекистана намного снизилось, так как другая переправа через бурные воды реки Шахрихансай находится на расстоянии в шестьдесят километров.

14 мая 2005 года, когда я прибыл на место событий, работа по восстановлению моста была в самом разгаре. Жители узбекского города Корасув самостоятельно, своими усилиями восстанавливали свою торговую артерию. Они нашли склад, где хранились металлоконструкции моста, привезли их и смонтировали заново. В киргизской стороне моста находился усиленный наряд милиции и пограничников, а около пятисот человек наблюдали за происходящим. Однако, киргизская милиция и пограничники не препятствовали восстановительным работам и даже охотно пропускали на узбекскую сторону всех, кто хотел помочь. На узбекской стороне ни нарядов милиции, ни военных не наблюдалось. Это казалось странным, поскольку городок Корасув находится всего в 40-50 километрах от мятежного Андижана, где 13 мая случились известные события.

- А почему у вас не видно милиционеров и военных?- спросил я у одного узбекского парня.

- А зачем они нам? Мы сегодня утром всех выгнали к чертям! Выгнали и хокима (главу города) вместе с его подхалимами, - ответили мне.

- А вы слышали, что вчера в Андижане стреляли?

- Да, слышали… А некоторые даже видели…

- А вы не боитесь, что и в вас будут стрелять?

- Нет, не боимся! До каких пор будем бояться! Хватить боятся, нам тоже хочется свободы, демократии, - ответили мне.

К полудню мост был восстановлен. И первопроходцами, радостно прошагавшими по возрожденному мосту, стали журналисты.

Первые шаги по восстановленному мосту, 14 мая 2005 года. Фото Шерзода Юсупова, Фергана.Ру
Первые шаги по восстановленному мосту, 14 мая 2005 года. Фото Шерзода Юсупова, Фергана.Ру

Перейдя через пограничный мост без всяких проверок, как в «добрые советские времена», и продвинувшись на узбекскую территорию, буквально через десять метров мы увидели транспаранты, на которых были написаны антипрезидентские лозунги. На этой фотографии - один из этих плакатов. На узбекском «Йуколсин Каримов» означает «Долой Каримова!».

Долой Каримова! Фото Шерзода Юсупова, Фергана.Ру
Долой Каримова! Фото Шерзода Юсупова, Фергана.Ру

Мы с группой журналистов устремились в центр города, где на главной площади находились здания городской милиции, банка, госадминистрации, маленький рынок и Дом культуры. По дороге один из жителей города, который сопровождал нас, рассказал, о событиях которые тут только что случились.

- Утром 14 мая на главную площадь собрались несколько тысяч людей. Все были разгневаны тем, что в Андижане стреляли в мирный народ, - говорил наш гид.- Толпа требовал, чтобы власти города, прокурор, начальник милиции и начальник налоговой инспекции вышли в народ и осудили действия президента и признали свои ошибки. Хокима (главу) города вынудили выйти на крышу госадминистрации. А потом сказали ему: «пока ты не заявишь, что политика президента Каримова не правильная, ты оттуда не спустишься». От позора и, может быть, от смерти, хокима спасли наши старики – аксакалы. Они сказали: «Он тоже маленький человек и от него ничего не зависит. Он делает то, что ему приказывают. Отпустите его». Хокима отпустили, и он сбежал. Покинули город также начальник милиции и прокурор, налоговики и все остальные начальники, которые работали в государственных организациях.

- И что потом?

- А потом люди начали мстить за Андижан,- рассказал наш сопровождающий.- Увидите сами…

Не доходя до центра, мы увидели милицейскую машину, которая была сожжена толпой. Пройдя еще сто метров, мы увидели еще один обугленный УАЗик. Оказалось, что в городе сожжены несколько милицейских машин.

Сожженные автомобили в Корасув. Фото Шерзода Юсупова, Фергана.Ру
Сожженные автомобили в Корасув. Фото Шерзода Юсупова, Фергана.Ру

Мы дошли до центральной площади, где были расположены здания милиции, городского банка, госадминистрации, минимаркета и дома культуры. Стало видно, что толпу не интересовали остальные постройки, кроме здания милиции, которое сгорело окончательно. Внутри сгоревшего здания несколько подростков собирали милицейские трофеи: звездочки, каски и даже патроны…

Сгоревшее здание милиции в Корасув. Фото Шерзода Юсупова, Фергана.Ру
Сгоревшее здание милиции в Корасув. Фото Шерзода Юсупова, Фергана.Ру

- Люди хотели сначала загнать всех милиционеров в здание и сжечь их там, - сообщил нам один из подростков. Но потом кто-то из толпы сказал, «Люди, что вы делаете! Ведь у них тоже есть дети, родители! Не они виноваты в том, что мы живем в тюрьме, а политика!» И потом милиционеров отпустили.

- А почему милиционеров хотели сжечь?- спрашиваю я подростка.

- Да потому, что от них нам житья нет. Боимся по улицам собственного города ходить. Просто так могут посадить, подсунуть наркотики или обвинить тебя в терроризме, - отвечает мне другой юноша, который обнаружил милицейскую каску, почерневшую от пламени. – Надо было их все-таки поджарить в огне. Они же людей избивают, пытают и насилуют.

Здание госадминистрации пострадало меньше. Разбито несколько окон. Но здание налоговой инспекции тоже сожжено. Видимо, испугавшись захвата, налоговики старались вывести архивы из здания. На улице перед постройкой валяются бумаги, платежные квитанции, декларации о доходах.

Сгоревшее здание налоговой инспекции в Корасув. Фото Шерзода Юсупова, Фергана.Ру
Сгоревшее здание налоговой инспекции в Корасув. Фото Шерзода Юсупова, Фергана.Ру

Практически целую неделю город жил без власти. Не было ни одного представителя городской администрации или милиции, а также военных. Были только слухи о том, что в город брошены серьезные армейские подразделения. Однако в течение всей недели они так и не появились в Корасув. Военные основались за чертой города и перекрыли все подъездные пути к нему, кроме тех, что располагались с киргизской стороны.

Несмотря на полное безвластие, в городе за неделю не произошло ни одного случая грабежа, мародерства, воровства или беспорядков. «Всем управлял народ. Аксакалы наводили порядок. Все решалось общим советом», - рассказывали нам местные жители.

Каждый день и каждый час над городом кружились военные вертолеты.

Вертолеты над Корасув. Фото Шерзода Юсупова, Фергана.Ру
Вертолеты над Корасув. Фото Шерзода Юсупова, Фергана.Ру

Потом власти Узбекистана договорились с лидерами Корасувского восстания и в город вошли военные, милиция, начала свою работу и городская администрация. Слухи сообщали, что, якобы, о том что, в обмен на покорность власти обещали не репрессировать зачинщиков бунта. Однако в первый же день после возвращения милиции лидеры Корасувского восстания были арестованы.

Примечательна и позиция киргизских государственных органов. Местные власти и даже республиканское правительство не сопротивлялись стихийному восстановлению моста, хотя в те дни это было вопросом безопасности Кыргызстана. Через этот мост могли пройти сотни беженцев, «террористов», «акромистов» и «хизбут-тахрировцев». Ситуация в самом деле была очень взрывоопасной.

С другой стороны, сопротивляться возведению моста было бы просто безумием, так как это вызвало бы массовое недовольство у киргизского населения Карасуу, которое в течение десяти лет мечтало об открытых границах. Однако, после приведения Корасув к порядку узбекские власти снова заблокировали мост, который не открыт до сих пор. Киргизская официальная позиция не противилась и этому.

Таким образом, власти Кыргызстана всегда находили компромисс и с официальными узбекскими органами управления, и с лидерами бунтарей.