Культ личности президента Казахстана имеет свои особенности и отличия от того, что происходит у соседей
ТРЕТИЙ МУЗЕЙ ДЛЯ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА
Южноказакстанский город Шымкент скоро обзаведется собственным музеем Казахских ханов и первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. По словам председателя общественного фонда «Казак хандыгы» Камалитдина Дулатова, общая стоимость проекта - около 6 миллионов долларов. Местные власти уже выделили по нужды музея земельный участок в один гектар, вроде бы и найдены спонсоры. Строительство будет завершено в следующем году, к пятнадцатой годовщине независимости Республики Казахстан, совпадающей, как сообщил К.Дулатов, с 550-летием образования ханства в Казахстане. Подобное совпадение, скорее всего, говорит о желании инициаторов провести параллели между ханами, правящими степными племенами, и бессменным руководителем Казахстана современного.
Шымкентский музей, если он все же будет достроен, станет уже третьим музеем президента страны. Первый появился еще в 1999 г. в городке Каскелен, между родиной президента селом Чемолган и мегаполисом Алматы. Официально обозначенный в качестве краеведческого, музей, по сути, преобразился в выставку личных вещей и некоторых подарков казахстанского президента. Помимо картин местных художников, в духе соцреализма показывающих разные вехи жизни Нурсултана Назарбаева, а также его школьной парты, шкуры убитого им волка и других экспонатов, посетители музея могут изучить родословную президента, начало которой по версии сотрудников музея идет от казахского батыра Карасая, в честь которого назван Карасайский район (куда входят Каскелен и Чемолган).
Год назад инициативу районных властей подхватили в новой столице страны - Астане, где 7 июля 2005 года в бывшем Дворце президента открылся огромный Музей первого президента. В настоящее время музейный фонд насчитывает свыше 40 тысяч экспонатов, размещенных в 15 тематических залах. Здесь очень подробно рассказывается о роде Назарбаевых, начиная с его прадеда. Также там можно лицезреть макеты семейного дома Назарбаевых в селе Чемолган, его родной школы, школьные фотографии и табели успеваемости (где стоят одни лишь пятерки). Рабочий путь президента, по официальной версии, начался с простого металлурга, чему подтверждением является якобы сохранившаяся спецовка. Показательно, что в Астане Музей первого президента открылся по инициативе самого президента.
Правда, пропаганда образа Н.Назарбаева не ограничивается на строительством нескольких музеев. Популяризация личности первого президента достигла апогея перед президентскими выборами в ноябре прошлого года. Но если немногочисленные билборды других кандидатов в президенты спустя несколько дней после выборов исчезли, то портреты президента Казахстана так и остались неотъемлемой частью городских пейзажей. В принципе в районных центрах и поселках подобная агитация была нормой всегда и зависела от степени личной преданности местных властей, но в крупных городах (за исключением Астаны) культивирование личности считалось не совсем соответствующим имиджу демократического государства.
Помимо визуальной рекламы, выполненной в традициях соц-арта (президент в колосящемся поле, президент в окружении детей, студентов и т.д), сейчас повсеместно развешаны цитаты из подзабытой уже «Стратегии-2030» - идеологического курса развития Казахстана, написанного якобы лично Н.Назарбаевым, а также строки из его последнего послания к народу страны. Как послание, так и «Стратегия-2030» обязательны для изучения и обсуждения в учебных заведениях и государственных учреждениях. По некоторым предметам в вузах страны на основе изучения этих трудов предусмотрена сдача экзаменов и зачетов.
Конечно, в части культа личности главы государства Казахстану до Туркменистана еще далеко. Тем не менее, политические технологии по прошествии почти двух десятков лет, пока президент находится у власти, мало изменились. Конечно, таких примеров как эпическая опера о возникновении казахской независимости, завершающаяся сценой послания духами предков народу Казахстана маленького Нурсултанчика, сейчас уже не встретишь. Но примерно из той же серии книга-цитатник «XXI век: мировая элита о Н.А. Назарбаеве», изданная тиражом 10 тысяч экземпляров на трех языках – русском, казахском и английском, роскошные фотоальбомы и художественный роман «Лидер» о судьбе президента, недавно написанный Г.Толмачевым.
Личность действующего президента все более мифологизируется, особенно в представлениях молодежи: при несменяемом президенте начинает расти уже второе поколение казахстанцев.
Правда, переименований улиц и населенных пунктов именем Нурсултана в Казахстане пока еще нет. Есть единичный факт переименования Тянь-Шанского пика Комсомол в пик Нурсултан после того как президент покорил вершину. Единственный памятник казахстанскому лидеру появился недавно… в постреволюционной Киргизии, на берегу озера Иссык-Куль. А казахстанская специфика по созданию облика народного вождя состоит в его ненавязчивости – даже оппозиционная пресса не замечает происходящего, и в этом политехнологи из Астаны переигрывают соседние Узбекистан с Туркменистаном.
Станут ли музеи президента местом добровольного паломничества в будущем? – возможно. Правда, пока основные посетители – школьники, которых учителя организованно вывозят по памятным местам. Те же школьники и студенты пока под принуждением в любую погоду составляют массовку для выхода президента «в народ», или во время его выступлений с трибун на площадях или стадионах по случаю каких-то праздничных мероприятий. Но они же, особенно из глубинки, уверены, что Казахстан является передовым и процветающим государством, и все лишь благодаря мудрости президента. Существование альтернативы практически не рассматривается. Единственно, допустима версия преемственности власти. И на этом фоне казахстанская оппозиция лишенная каких-либо инструментов влияния на молодежную аудиторию, терпит поражение. Вместе с тем, пропаганда образа президента устремлена все дальше, и не зря в генеалогическом древе и литературных произведениях постоянно проводятся параллели с почитаемым в народе батыром и казахскими ханами, а на рекламных баннерах президент всегда или в центре или над толпой.