В Узбекистане закрыли представительство Ассоциации американских юристов
Власти Узбекистана продолжают методично и целенаправленно изгонять из страны западные организации, способствующие развитию гражданского общества. 27 апреля Ташкентский городской суд по гражданским делам принял решение о ликвидации узбекистанского представительства Ассоциации американских юристов (American Bar Association - ABA/CEELI).
Ассоциация американских юристов – неправительственная организация, штаб-квартира которой располагается в Вашингтоне. Деятельность ассоциации финансируется госдепартаментом США и агентством по международному развитию (USAID). Представительство ABA/CEELI, зарегистрированное в министерстве юстиции Узбекистана, действовало в республике с 1995 года. С 2004 года директором представительства является Сьюзан Карндафф.
Среди проектов, осуществлявшихся представительством этой организации в Узбекистане, следует назвать создание трансграничной сетевой структуры «Сеть защитников общественных интересов Ферганской долины» из числа неправительственных организаций Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. При содействии ABA/CEELI в Ташкенте была открыта юридическая клиника по оказанию бесплатных юридических услуг в области нарушений прав человека, а также основана первая в Узбекистане юридическая фирма той же направленности. Её адвокаты на безвозмездной основе представляли своих клиентов в гражданских и уголовных делах по таким вопросам, как применение пыток, незаконное задержание и другим нарушениям фундаментальных прав граждан.
ABA/CEELI активно участвовала в продвижении проекта «Защита задержанного с момента задержания». Его суть заключалась в том, что каждый задержанный по подозрению в совершении преступления, его родственники или знакомые могли бы в любое время суток обратиться к адвокату, чтобы тот сразу же приступил к его защите. Не секрет, что сотрудники МВД совершенно не заинтересованы в том, чтобы адвокат сразу допускался к подозреваемому в преступлении. На их взгляд, это усложнит получение признательных показаний, которые в Узбекистане по-прежнему считаются «царицей доказательств». Невзирая на то, что подобные «признания» нередко добываются при помощи обмана, угроз или пыток, как правило, они становятся основой обвинения. Ситуация усугубляется тяжелым экономическим положением, благодаря которому многие из привлекаемых к уголовной ответственности не в состоянии заключить договор с адвокатом, и вынуждены отказаться от защиты.
Особенностью данного проекта являлось то, что если семья задержанного не имела возможности оплачивать услуги адвоката, то в течение первых трех суток правовая помощь оказывалась за счет гранта. Проект впервые обеспечивал возможность каждому задержанному получить квалифицированную защиту. В Ташкенте он осуществлялся при поддержке фонда Сороса, а в Фергане и в Каракалпакстане - Ассоциации американских юристов.
После того, как в минувшем году отношения между США и режимом Каримова безнадежно испортились, узбекское правительство стало воспринимать деятельность ABA/CEELI в качестве потенциальной угрозы. По этой причине дальнейшие события стали разворачиваться по стандартной схеме, по которой за последние полтора года в Узбекистане было закрыто большинство западных НПО – проверка деятельности представительства, представление Минюста о ликвидации «в связи с выявленными нарушениями», формальный судебный процесс и постановление о закрытии.
Точно так всё произошло и в этот раз. Министерство юстиции Узбекистана подало представление о прекращении деятельности Ассоциации американских юристов, обосновывая подобную необходимость многочисленными нарушениями законодательства этой организацией, выявленными в ходе проверки ее деятельности.
По сообщению корреспондента российского агентства «Интерфакс», в ходе последовавшего за этим судебного процесса представитель Минюста заявил, что деятельность представительства ABA/CEELI не соответствует заявленным уставным задачам. Американской ассоциации юристов вменили в вину оказание юридической помощи незарегистрированным организациям, создание и поддержку местных ННО, непредоставление документов, подтверждающих использование имущества и денежных средств, осуществление деятельности в качестве филиала и то, что финансируемая представительством адвокатская фирма оказывала юридические услуги незарегистрированным структурам.
«Интерфакс» ссылается на неназванный источник в Верховном суде Узбекистана, сообщивший, что в ходе судебного заседания было установлено, что значительные денежные средства перечислялись представительством ABA/CEELI на счета нескольких адвокатских фирм и неправительственных организаций. В частности, были осуществлены пожертвования адвокатской фирме «VERSARI», ранее созданной представительством ABA/CEELI (Директором и соучредителем этой фирмы является адвокат Виталий Красиловский, защищавший лидера оппозиционной «Солнечной коалиции» Санджара Умарова – прим. «Ферганы.Ру»).
«Данный факт, который категорически отрицался адвокатом на суде, признала глава представительства С.Карндафф», - приводит «Интерфакс» слова своего неназванного источника.
В свою очередь Виталий Красиловский заявил, что данная информация не соответствует действительности. Адвокатская фирма «VERSARI», учредителями которой являются он и его жена, тоже адвокат, была создана еще в 2001 году, когда никаких контактов с ABA/CEELI у него не было. С Ассоциацией американских юристов он начал сотрудничать лишь с октября 2005 года, когда между ними был заключен договор о пожертвовании. Фирме «VERSARI» перечислялись средства в виде пожертвований, за счет которых три адвоката оказывали малоимущим гражданам бесплатную юридическую помощь. Это даже был не грант, а официально заключенный договор о пожертвовании, в котором оговаривалось, какое количество дел адвокаты будут вести за эти деньги. Средства перечислялись легально, через банк, все было открыто и прозрачно, ничего незаконного в этом не было.
По словам В.Красиловского, процесс по ликвидации представительства ABA/CEELI был проведен столь спешно, что на него не был приглашен ни один свидетель защиты, в том числе и он сам. На суде выступили прокурор, представитель Минюста, адвокат Г.Орлов, представлявший Ассоциацию американских юристов и директор представительства Сьюзан Карндафф, почти не говорящая по-русски.
В.Красиловский предполагает, что ее могли спросить, был ли заключен между фирмой «VERSARI» и представительством ABA/CEELI благотворительный договор, и она это подтвердила, поскольку такой договор действительно был, а другие деньги его фирме не перечислялись. Особенно его возмутили сообщения российских информагентств, в которых утверждалось, что «адвокат сначала всё отрицал», однако имя этого адвоката почему-то не называлось.
- Кого они имеют в виду – меня? - задается вопросом В.Красиловский. - Получается, что я всё отрицал, хотя меня на суд даже не пригласили, несмотря на то, что в представлении Минюста фигурирует моя фамилия. Причем, настолько быстро, видать, строчили, что написали «С.Красиловский руководил юридической клиникой». В суде их поправили: «Во-первых, никакого С.Красиловского нет, во-вторых, у него фирма, а не клиника»… Лично я считаю, что эти нападки на меня вызваны моей профессиональной деятельностью. Это мне за защиту Урлаевой (известная правозащитница – прим. «Ферганы.Ру»), за защиту Санджара Умарова… Я считаю, что это конкретный заказ, наказание за мою профессиональную деятельность, другой причины я здесь просто не вижу…
Таким образом, представительство Ассоциации американских юристов пополнило собою список закрытых в течение последних полутора лет представительств международных НПО и других организаций. Напомню, что за этот период в Узбекистане были закрыты представительства Института Открытое общество (Фонд Сороса), Internews Network, Института по освещению войны и мира (IWPR), IREX, радио Свобода/Свободная Европа, Freedom House, Eurasia Foundation, УВКБ ООН, а также большинство местных НПО.