Памятник природы Аркитсай - гранитные башни над облаками
Фото © Фергана.Ру
Долина ручья Аркитсай вблизи курортного поселка Хумсан в 80 километрах к северо-востоку от Ташкента считается памятником геологической истории Западного Тянь-Шаня из-за уникальных обнажений ископаемых почв и пород, выступивших на поверхность речного обрыва после сильного оползня. Но опытные туристы и краеведы знают также об удивительной местности, расположенной выше по течению, где скалистый массив хребта Каржантау дробится на узкие галереи отвесных гранитных башен, образующих великолепные амфитеатры, самый величественный из которых неспроста получил название «Органного зала».
В середине весны эта труднодоступная местность, относящаяся к поясу горных полупустынь, переживает недолгий период буйного расцвета. Кроны диких яблонь и алычи осыпают по ветру шлейфы белых лепестков, навстречу которым из густой травы поднимаются оранжевые пирамиды ферул и эремурусов - эфемерных растений, многие виды которых занесены в Красную Книгу. Рядом с ними цветут сотнями оттенков обычные колокольчики и подснежники, алые маки, желтые и багряные тюльпаны.
Местные жители с раннего утра поднимаются высоко в горы, чтобы собрать для продажи на рынках букеты весенних цветов и накопать среди скал корней дикого ревеня с нежным кисло-сладким вкусом и огромным запасом витаминов. Красота окружающего ландшафта открывается ближе к полудню, когда солнечные лучи окончательно разгоняют туманную дымку над влажными склонами, и становится видно, что облака остались далеко внизу, под ногами, а над ними выступили ослепительные снежные вершины и архитектурные силуэты гранитных замков с остроконечными башнями. Голые камни на их поверхности нагреваются, порождая воздушные струи, задувающие в «органные трубы», от чего и вдали от воды мнится шум морского прибоя. Ястребы с яростным клекотом носятся по ущелью, преследуя горлиц. Пышная зелень, напитанная росой, продолжает клубиться влагой, и в совершенно прозрачной синеве небес начинают заметно для глаза сплетаться живые волокна будущих грозовых туч. Время движется ощутимо. Игра света и тени, оттенков и полутонов, ослепительно ярких и чистых красок звучит как токката.
Мистерия цветения скалистых гор продолжается очень недолго - две или три недели. За этот срок полупустынные эфемеры и злаки успеют сформировать завязи будущих плодов и семян, которые уже в середине мая упадут на пыльную почву среди высохших и колючих стеблей, в мире абсолютного зноя, горячей гальки в пустых руслах и удушающей тишины раскаленных просторов. Они начнут прорастать в ноябре, когда средний пояс гор в Узбекистане снова ненадолго зазеленеет после осенних дождей. Потом пролежат с декабря по март под метровым слоем снега, чтобы в апреле выбросить к солнцу зеленые стрелы недолговечных побегов.
На этой неделе температура воздуха в Ташкенте уже несколько раз превышала отметку +34 градуса, что на два градуса превышает прежний рекорд весенних температур, зафиксированный синоптиками в 1985 году. Нынешняя весна, поначалу радовавшая затяжной прохладой, обещает внезапно закончиться и перейти сразу в лето.