Ташкентскому корреспонденту радио «Немецкая волна» кто-то хочет усложнить жизнь
28 марта в квартире корреспондентки радиостанции «Немецкая волна» в Узбекистане Натальи Бушуевой безостановочно стал звонить телефон. Звонившие (а их было огромное количество) интересовались, за сколько она продает свою квартиру и действительно ли она предоставляет интимные услуги. Выяснилось, что на столичных улицах расклеены объявления, где в качестве адресата указывались имя и телефон Натальи. Одни объявления гласили, что хозяйка дешево продает трехкомнатную квартиру, другие - что делает эротический массаж и оказывает прочие виды секс-услуг. Объявления были расклеены всего за одну ночь, после чего на журналистку обрушился шквал телефонных звонков. В первый день их поступило около сотни, во второй немногим меньше.
- Всё началось с утра, - рассказывает Наталья. - Телефон вообще не замолкал... Объявлений было два типа. Первый: «Дешево, очень срочно, продается трехкомнатная квартира. Кирпич, с ремонтом, лоджия, второй этаж». Указывался мой телефон и в скобках имя – Наталья. Конечно, «дешево и очень срочно» – можете себе представить, сколько звонков было… Объявлений второго типа, по словам звонивших, было несколько видов. Сверху было написано: «Для вас замечательный массаж», затем моё имя, телефон, а под ними фотография какой-то блондинки с огромными грудями, и надпись – «сауна плюс интим». Другие встречали объявления – «массаж для состоятельных людей, все виды желаний исполнимы». И еще, как мне рассказали, был один вид объявлений – «интимный массаж, недорого». Я у каждого пыталась выяснить, что было написано и где они это нашли. И оказалось, что этими объявлениями оклеены все районы города - Сквер, Дархан, ТТЗ, магазин «Шухрат», Театральная, метро Хамза, метро Чиланзар, метро Улугбека, Максима Горького, Рисовая, «Бродвей», гостиница «Россия», Фрунзенский торговый центр, Ялангач, Юнус-Абад, Дружба Народов, Дом Кино, Шахристанская, Северо-Восток, Пединститут, Фархадский рынок…
В течение двух суток Наталья отбивалась от жаждущих недорого купить квартиру или получить доступный набор интимных услуг. Следует отметить, что в Узбекистане объявления об оказании интимных услуг в газетах не публикуются и на столбах не вывешиваются (тем более столь откровенного характера), поэтому вызванный ими резонанс оказался высок. Журналистке пришлось объяснять буквально каждому, что это чья-то злая шутка и просить, чтобы позвонивший сорвал объявление. Несколько штук она отыскала и сняла сама (см. фото).
Предположение о том, что подобный поступок мог послужить чьей-то местью на фоне бытовой ссоры или личных неприязненных отношений можно назвать фантастическим – коллегам журналистки хорошо известно, что она абсолютно спокойный и бесконфликтный человек. Да и сама Наталья отрицает, что такой поступок мог совершить кто-то из её знакомых:
- Мой круг общения достаточно узок, в нем нет случайных людей. Скорее всего, это связано с моей профессиональной деятельностью. Мне показывают, что если понадобится, то могут выставить меня проституткой…
Напомню, что на протяжении последнего года узбекские спецслужбы регулярно предпринимали попытки дискредитировать корреспондентов зарубежных СМИ или оказать на них психологическое давление. Для этого задействовались как официозные государственные СМИ, так и интернет-ресурсы, контролируемые Службой национальной безопасности. К примеру, узбекского корреспондента «Немецкой волны» один из подобных сайтов объявил гомосексуалистом, о корреспондентке радио «Свобода» сообщил, что та подрабатывает на панели, третьему журналисту было приписано открытое «разоблачительное» письмо своему руководству, которого тот никогда не писал. Во всех случаях авторы подобных статей были либо анонимными, либо скрывались под псевдонимом. Приведенные примеры – только часть правительственной кампании по выдавливанию из Узбекистана независимых журналистов.
О том, что телефонное хулиганство в отношении Н.Бушуевой сильно смахивает не на хулиганство, а на спланированную акцию по оказанию психологического давления говорит и то обстоятельство, что одному человеку расклеить подобное количество объявлений за одну ночь просто не под силу. Тем более что объявления вывешивались в самых разных уголках каждого городского района. Похоже, что здесь проводилась целая спецоперация с привлечением нескольких участников. Это подтверждает и ее удивительная разнонаправленность:
- Вчера, на фоне всего этого ужаса, звонит оператор с АТС и спрашивает: «У вас работает телефон? А то на него заявку пришли делать, чтобы проверить, работает ли он», - рассказывает Наталья. - Я отвечаю: «Никто не мог прийти». Она говорит: «Ну, может это ваши родственники – какие-то люди приходили». И называет номер нашего телефона и фамилию домовладельца – моей мамы. Она сказала, что на наш телефон пришли какие-то люди делать заявку, поэтому она позвонила с проверкой…
Истинная причина телефонного «хулиганства», на мой взгляд, непосредственным образом связана с февральским постановлением правительства, запрещающим гражданам страны работать на зарубежные СМИ, не имеющие аккредитации при МИДе Узбекистана. Несмотря на то, что этот документ вступал в явное противоречие с Конституцией, законами и международными договорами Республики Узбекистан, он сразу же получил над ними полный приоритет. Аккредитованный корреспондент «Немецкой волны» Юрий Черногаев был вызван в пресс-службу МИДа, где на основании нового постановления ему указали на недопустимость сотрудничества с не имеющими аккредитации корреспондентами «Немецкой волны» (их было трое, включая Н.Бушуеву), а также сообщили о лишении аккредитации бухарского корреспондента этой радиостанции Обида Шабанова. Поводом для этого послужило его сообщение месячной давности о замерзшем на плато Устюрт автобусе с «челноками» из Бухары. По версии властей, никакого замерзшего автобуса не было.
После разгона неаккредитованных корреспондентов «Немецкой волны» в Узбекистане остался лишь один корреспондент этой радиостанции, имеющий аккредитацию - Юрий Черногаев. Однако срок его аккредитации заканчивается уже в апреле, и по неофициальным сведениям, продлевать её ему не станут. Таким образом, «Немецкая волна» вплотную приблизилась к критической черте, за которой может последовать лишение аккредитации всех её корреспондентов (а без неё работать запрещено), и которую в минувшем году перешли другие западные радиостанции в Узбекистане – «Би-би-си» и «Свобода». С прекращением работы узбекских корреспондентов «Немецкой волны» западных радиожурналистов в стране больше не останется.
Взбудораженная последними событиями Наталья Бушуева, у которой аккредитация закончилась еще в сентябре, и которую с тех пор уже не продлевали, стала выискивать возможности для обжалования февральского постановления правительства. По ее словам, вначале она рассчитывала подать запрос в Конституционный суд, однако выяснилось, что сделать этого нельзя – согласно действующему законодательству, это прерогатива президента, парламента, председателя парламента или группы депутатов, насчитывающей не менее четверти от их общего количества в парламенте. Сам же Конституционный суд по поводу данного постановления хранил гробовое молчание, равно как и упомянутые лица. Тогда журналистка принялась обзванивать по телефону остающихся в республике зарубежных и независимых журналистов и предлагать им как-то объединиться и подать на правительство в суд. Тут всё и началось…
О случившемся Наталья Бушуева подала заявление в милицию. Однако шансов на то, что безвестные телефонные хулиганы будут найдены и наказаны, крайне мало: подобными делами милиция занимается без излишнего рвения. Тем более, если подозревает, кто за этим может стоять…