Над андижанским правозащитником Саиджахоном Зайнабитдиновым проходит закрытый суд
В июле 2004 года председатель андижанского правозащитного общества «Апелляция» Саиджахон Зайнабитдинов писал: «Когда родственники подследственных или заключённых стремятся встретиться со своим близким человеком, находящимся в неволе, в первую очередь, они желают узнать о его здоровье, о его моральном и духовном состоянии. А главное, узнать - не подвергается ли он пыткам, как со стороны властей, так и со стороны сокамерников. Практика показывает, что в следственных и пенитенциарных учреждениях Узбекистана право на свидание заключённым обеспечивается на крайне низком уровне. Во многом это связано с несовершенством уголовного законодательства. Однако, очень многое зависит и от исполнителей: человеческий фактор в лице персонала учреждений по содержанию заключённых систематически наносит ущерб и без того зыбкому этому праву». Сегодня правозащитник из Андижана, рассказавший всему миру о расстреле мирных граждан властями собственной страны, сам оказался на месте своих вчерашних подзащитных. Общественного деятеля обвинили в "распространении информации с целью посеять панику" и "терроризме".
|
Задолго до 13 мая 2005 года имя андижанского правозащитника было хорошо известно в Узбекистане и за рубежом. Еще в 2003 году С.Зайнабитдинов был обвинен в клевете и распространении ложных сведений. Тогда андижанский городской суд возбудил уголовное дело против правозащитника, который рассылал письма-сообщения "О нарушениях прав человека".
Почти одинокий голос правозащитника звучал и во время информационной блокады, закрывшей Узбекистан 13 мая. Интервью и сообщения Саиджахона Зайнабитдинова были переданы ведущими информагентствами, телеканалами, радиостанциями и газетами России и других стран мира. Именно из его рассказа телекомпании НТВ жители Узбекистана и России узнали о том, что жертвами расстрела из крупнокалиберных пулеметов на улицах Андижана стали не боевики и не «бородатые афганцы», а простые жители города, вышедшие на площадь от отчаяния.
С.Зайнабитдинов был арестован спустя всего неделю после событий в Андижане. Через месяц его родные перестали получать известия об отце и муже, а закрытый суд над адвокатом начался в прошлую среду. Родственникам Саиджахона никто ничего не сообщил, к слушаниям они не допускаются, а официальные органы власти не дают никаких комментариев.
Напомним, за последние три месяца различными судами Узбекистана за участие в андижанских событиях был осужден 151 человек. Многие независимые журналисты и корреспонденты иностранных СМИ покинули страну, получив политическое убежище на Западе.
Фото С.Зайнабитдинова из архива «Коммерсанта»