Православные христиане Узбекистана отпраздновали Рождество Христово
Фото © А.Кудряшов
В ночь с пятницы 6 января на субботу 7 января христиане Ташкентской и Среднеазиатской Митрополии Русской Православной Церкви так же, как и их собратья во всем православном мире, отпраздновали Рождество Иисуса Христа.
С утра пятницы - Рождественского Сочельника - в четырех храмах Ташкента и более чем в пятидесяти храмах Узбекистана служились «Царские Часы» – особые праздничные Богослужения, называемые так потому, что издревле на них присутствовали мирские государи, признававшие над собой Высшую Власть Христа, Царя Царей. Такая традиция установилась в Православной Церкви еще со времен равноапостольного императора Константина и Святой императрицы Елены.
Во всех храмах было зачитано рождественское приветствие Митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира: «Бог явил неизреченность своей любви к нам и просил любви ответной. Этот зов Божий понятен тем, для кого истинная радость - не отнимать, а дарить, не карать, а милосердствовать, не принуждать к служению себе, а самому служить…».
Митрополит также дал пастве совет: «Тому, кто истомлен нуждой, измучен бедами или прикован к постели тяжелой болезнью, нужно поднять духовный взор к Небесам. Тем же, кто здоров и благополучен, надобно благодарить Всевышнего и творить добро страждущим…».
Особенно большого числа прихожан в храмах Ташкента днем не наблюдалось, возможно, из-за того, что Рождество в Узбекистане не является выходным. Однако власть предусмотрела и возможность внепланового скопления религиозного народа: район Госпитального рынка, где расположены здания административно-религиозного центра Ташкентской и Среднеазиатской епархии, а также Боткинское кладбище для обеспечения безопасности были взяты под патрулирование усиленными нарядами милиции.
Большинство верующих собралось вечером на Рождественское всенощное бдение. В Ташкентском кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы, где Митрополит Владимир лично служил литургию, служба началась в десять часов вечера и должна продлиться до четырех утра.
С седьмого по пятнадцатое января в Успенском соборе будут проходить Рождественские елки для детей. Праздничные торжества также пройдут в Свято-Никольском женском монастыре на улице Восьмого Марта и в Свято-Владимирском храме на Домбрабаде, а также во многих приходских храмах других городов страны. Восьмого января митрополия организует рождественский концерт духовной музыки в здании Государственной консерватории Узбекистана.
Празднику Рождества предшествовал Филиппов пост, завершающийся в Сочельник. 6 января православные христиане ничего не едят до восхода на небосклоне первой звезды, а потом разговляются сочевом - блюдом из пшеницы или рассыпчатого риса с изюмом.
С седьмого января начинаются Святые дни или святки, когда пост прекращается и даже по средам и пятницам можно есть мясо, яйца и молоко. В эти дни христиане обычно в гости к друзьям, устраивают домашние торжества, поздравляют друг друга, дарят подарки близким и детям.
Восемнадцатого января святки заканчиваются крещенским сочельником, и 19 января всенощным бдением в храмах начинается праздник Крещения Господня. После крещенской литургии совершается Великое Водосвятие. В память о реке Иордан, в которой принял крещение Спаситель, вода освящается троекратным погружением в нее креста.