Кто и как запрещает проведение новогодних праздников в школах Узбекистана?
Строжайший запрет на проведение новогодних праздников в ташкентских школах вынес начальник столичного отдела народного образования Анвар Закиров. В качестве визуально-конкретного подкрепления своего решения его подчиненный публично растоптал ногами метровую елочку, установленную в холле одной из столичных школ, после чего долго дробил каблуками хрупкие елочные украшения.
После завершения сего варварского обряда разрушения А.Закиров назидательно заявил, что узбеки и те, кто пока еще проживает на территории Узбекистана, имеют право лишь на один новогодний праздник - Навруз, традиционно отмечаемый в этой стране в день весеннего равноденствия. Все остальные праздники, по его мнению, не соответствуют ментальности коренного народа, а потому недопустимы в принципе.
Запрет городской чиновник от образования вынес несмотря на однозначный подход к празднованию Нового года со стороны министра образования республики Турабжона Джураева. Министр, кстати, публично заявил, что не против организации в школах новогодних торжеств. Единственное условие, обозначенное им, это непременное соблюдение правил пожарной безопасности.
Не против празднования Нового года и сам президент Узбекистана Ислам Каримов. Он резонно считает, что негуманно отнимать у детей радость, с которой они уже свыклись. Не против этого, судя по ситуации, и власти республики в целом. В нынешнем году, к примеру, новогодние елочки украшают практически все главные улицы Ташкента, равно и аналогичные им в областных, районных и прочих административных центрах республики. Отчасти, конечно же, это дань политической консолидации Узбекистана с Россией, но больше, все же, возвращение к привычному и любимому.
Однако далеко не всем в Узбекистане подобный подход приходится по вкусу. Если смотреть на вещи трезво, абстрагируясь от личности конкретного чиновника, вынесшего не менее конкретный запрет, стоит констатировать и иные, резко националистические настроения среди части представителей исполнительной власти. Той части, которой милее политическая, экономическая, культурная и образовательная изоляция населения страны. Милее и предпочтительнее, поскольку позволяет править без оглядки на народ, так как правили в любимом ими феодальном обществе.
Публично противопоставляя свое решение позиции главы государства, Анвар Закиров стремился продемонстрировать определенной части единомышленников свое особое мнение по поводу имеющихся в Узбекистане национальных и исторических традиций. Чиновники такого типа, кстати, порою при всей их внешней цивилизованности, внутренне желали бы жить отнюдь не по законам светского общества. Идеи Хизб-ут Тахрир аль Исламия им, похоже, ближе, приятней и понятнее. Вот только сказать об этом прямо они до поры не решаются.
Ждут, видимо...
* * *
Сергей Ежков, независимый журналист (Ташкент)