В Узбекистане закрыт Центр Нового Искусства
Как стало известно ИА "Фергана.Ру", на днях Управлением юстиции Ташкента была прекращена деятельность общественного объединения "Центр Нового Искусства "Визуально-Пластическая Антропология" - единственной неправительственной некоммерческой организации (ННО), представляющей реальную альтернативу Академии художеств Узбекистана. В число учредителей Центра входил ряд известных в республике художников, режиссеров, писателей и журналистов.
По словам создателя и руководителя объединения - художника и писателя Вячеслава Ахунова, "второй такой неправительственной организации, проводящей мониторинг узбекского современного искусства, в республике нет и не было, поэтому вдвойне обидно". Центр, по его словам, никогда не занимался политикой или коммерцией.
Наоборот, за почти три года существования Центра в рамках его художественной программы было создано много произведений современного искусства. В частности, было отснято семь игровых фильмов в жанре видео-арта, проведен ряд презентаций неигровых фильмов неформальных узбекских документалистов. Было положено начало принципиально новому литературному проекту "АРК". Живописные работы и инсталляции членов объединения приняли участие в ряде выставок и семинаров в таких странах, как Германия, Швейцария, Казахстан и Киргизия. Центр от своего имени делегировал ряд музыкантов на рок-фестивали в Байконур и Чимкент. И, наконец, именно это объединение представило на последнем биеннале в Венеции (июнь-ноябрь текущего года) работы трех своих художников. Для сравнения, ни один из членов Академии художеств Узбекистана на это биеннале не попал.
Как рассказал Вячеслав Ахунов, процесс закрытия его детища был предельно прост и быстр. Руководителя ННО вызвали по телефону в городское Управление юстиции, где одним из мелких чиновников данной организации ему было предложено подписать протокол якобы "имевшего место быть" собрания учредителей Центра, которые "самостоятельно" пришли к решению закрыть данное объединение. Разумеется, никакого собрания не было и быть не могло, однако все необходимые бумаги оказались уже подготовлены, и их оставалось лишь подписать.
Естественно, истинную причину закрытия Центра Нового Искусства Ахунову объяснять никто не стал, сославшись на "приказ сверху". Сам же Ахунов связывает прекращение деятельности Центра с опубликованным неделю назад на страницах одного из веб-сайтов сообщением пресс-службы Академии художеств. Статья представляла собой гневный ответ на напечатанное в середине июня на сайте ИА "Фергана. Ру" интервью с Вячеславом Ахуновым.
В том интервью В.Ахунов рассказал о систематической дискриминации его личности со стороны Академии художеств в лице ее председателя Турсунали Кузиева. "Те люди, которые выходят на мировую арену, наверху вызывают открытое раздражение", - сказал тогда Ахунов.
Удивительно, как долго в кулуарах Академии зрел ответ на это откровенное интервью. Это объяснимо лишь тем, что прежде чем опубликовать его, Академия заручилась поддержкой ряда подведомственных ей организаций. Так и Центр современного искусства, и дирекция Центрального выставочного зала (кто ж выступит против своего же руководства!), и Швейцарское бюро по сотрудничеству (организация самостоятельная, но, разумеется, не желающая портить отношения с Академией) - все они дружно в письменном виде ("письма прилагаются") обвиняют Ахунова во лжи. А сама Академия - в клевете, выставляя главного оппонента зарвавшегося художника - своего руководителя Кузиева не иначе, как человеком "неустанной кипучей энергии".
Самого Вячеслава Ахунова в вышеупомянутом письме более всего удивили несколько строк, в которых авторы задаются вопросом: что же движет этим художником? И сами отвечают: может быть, "продуманная стратегия для подготовки почвы в получении гражданства в самых "демократических странах мира" в перспективе"?
- Во-первых, я никогда раньше не слышал о существовании пресс-службы в Академии художеств. А во-вторых, эти слова о "продуманной стратегии" чуть ли не слово в слово повторяют недавно опубликованное высказывание представителя пресс-службы СНБ в адрес известного журналиста Алексея Волосевича", - замечает Ахунов.
Напомним, подобное высказывание прозвучало в адрес корреспондента "Ферганы.Ру" после того, как несколько недель назад на него было совершенно циничное нападение неизвестными лицами, облившими его самого и стены его подъезда масляной краской...
Однако, ни свободомыслящий художник, ни неугодный власти журналист никуда из Узбекистана уезжать и не собираются. Если, конечно, власти не "попросят" их об этом откровенно и настоятельно.