Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Памяти Бахтияра Закирова. Дитя Вдохновения, сын Легенды…

14.11.2005 08:38 msk, Малика Турсунходжаева

Россия
Памяти Бахтияра Закирова. Дитя Вдохновения, сын Легенды…

Безумно тяжело думать и сознавать, что его больше нет. Но как легко вызывать в памяти его светлый образ и продолжить слишком рано прерванный разговор. Бахтияр Батырович Закиров – Бахтик, как все привыкли тебя называть, надеемся, ты нас слышишь, и уже простил обиды, нанесенные мимоходом. Последнее место, которое ты почтил своим присутствием – театр «Ильхом» - твой дом и убежище, твой кров и мечта о вечной весне, звенящая, захлебывающаяся счастьем юность и острая несмолкающая боль… Как противоречивы воспоминания друзей и единомышленников, коллег и поклонников. Каштановую скорбь, сковывающую сердца, отгоняет улыбка Бахтика, теплая и открытая как у ребенка, и веселый блеск добрых лучистых глаз.


Близкий друг и коллега Сейдулла Молдаханов:

- Бахтияр из знаменитой актерской династии Закировых, сын легенды узбекской культуры – Батыра Закирова, голос которого и сегодня звучит чистой флейтой. Вспоминая о Бахтияре, мы говорим и о его отце. Песни, написанные и исполненные Батыром, давно стали классикой и вошли в мировую музыкальную сокровищницу, их слушали, будут слушать и слышать всегда. Бахтик всю жизнь, начиная с младенчества, провел за кулисами, в театральном зазеркалье. Великий отец водил его на концерты, а мать - народная артистка Узбекистана Эркли Маликбаева - на спектакли и репетиции узбекского драмтеатра им. Хамзы. Несмотря на это Бахтияр вовсе не горел желанием продолжить добрую традицию и становиться артистом. Однако в 1979 году семнадцатилетний юноша, поддавшись общему стремлению, едет в Москву и поступает во ВГИК. Студенческое общежитие, шумная молодость, беззаботная живая яркая жизнь, полная сюрпризов и радужного настроения свели нас крепко и надолго – Бахтияра, Джаника Файзиева, Бахрама Матчанова, меня и других.

Бахтик обладал необычайным даром подражания, мог спародировать кого угодно. Мы этим часто пользовались, разыгрывая однокурсников, преподавателей и артистов. Помню, мы были на гастролях в США со спектаклем «Подражания Корану», целых четыре дня были абсолютно свободными, все как-то скисли и заскучали. Тут Бахтик хватает телефонную трубку и голосом Максима Тюменева приглашает исполнителей музыкальных партий выйти на площадь якобы для фотосессии. Музыканты оделись, взяли инструменты и уже было отправились туда, куда их направили. Нас бы не раскусили, если бы мы сами не открылись. Никто потом не верил, что это был Бахтик, а не Максим, так было похоже. Бахтик своего добился - всем стало весело, хохотали до упаду.


Еще был случай, когда казахские кинематографисты снимали Валентина Гафта, но забыли продублировать порядочный кусок. Гафт не мог вернуться, потому что «делал зубы», тогда киношники обратились к Бахтику и он все сделал гениально! Вписался так, что отличить было невозможно. Бахтияр был щедро наделен талантами в самых различных сферах. Например, он замечательно рисовал, брал карандаш и блокнот и выдавал удивительно точные шаржи, уморительные картинки, серьезные эскизы - масса работ сохранилась у него дома. Бахтик всегда осознавал себя драматическим артистом, он хорошо пел, но делал это, только если его очень просили. Он рано начал работать в кино, свою первую главную роль он блестяще сыграл в 1982 году в кинопоэме «Юность гения» (режиссер Эльер Ишмухамедов), где создал неподражаемый образ великого ученого и философа Востока Абу Али Ибн-Сины (Авиценны). Кстати, фильм был удостоен высшей в то время награды – Госпремии СССР. Были награждены все, кто принимал участие в создании картины. Только Бахтик ничего не получил, потому что на тот момент был еще слишком молод.

Вообще Бахтияр много и успешно снимался, он работал с «Узбекфильмом», «Таджикфильмом», «Мосфильмом», «Свердловской киностудией» и другими. В 32 года Бахтияр сыграл Хусейна - визиря Сохибкирона в фильме «Амир Темур» и получил звание заслуженного артиста Узбекистана. Это было очень рано, у Бахтика многое было рано. Вот и ушел он рано…

Бахтик постоянно получал выгодные предложения работать за рубежом, однако был влюблен в Ташкент и не хотел покидать родину. Как артист он был вне амплуа, мог сыграть кого угодно: героя-любовника, «голубого воришку», Отелло, Горбачева. В его фильмографии - драмы, комедии, криминал. Среди лучших работ роли в фильмах «Мафия бессмертна» (1993), «Благословенная Бухара» (1991), «Ау, ограбление поезда - за все надо платить» (1991), «Восточная плутовка» (1989), «Кто ты?» (1989), «Чудовище или кто-то другой» (1988), «Уходя, остаются» (1987), «Клиника» (1987), «Говорящий родник» (1985). В «Ильхом», который был его единственным театром, Бахтик пришел с пластическим спектаклем «Петрушка» (Ставринский) – режиссерский дебют Джаника Файзиева. Потом, когда спектакль сняли, был перерыв и снова встреча с «Ильхомом» в спектаклях «Белый белый черный аист» (Кадыри), где он воплотил образ Ахунда - отца Махзума, «Саломея» (Уайльд) - Иоканаан, «Подражания Корану» - немолодой человек.

Знаете, еще 5 лет назад, когда умер его близкий друг, тоже актер, Бахтик жил с предчувствием собственной смерти. Часто говорил: «Я скоро умру». Но в то же время он собирался жить, его детской мечтой было посещение Лондона. Скоро «Аист» поедет в Лондон, но уже без него. Еще Бахтик собирался работать в новых проектах «Ильхома» - «Машраб», «Усто Мумин» и других.

Бахтик отличался умением делать все очень быстро и точно. Мы долго раскачивались, а он приходил и тут же находил верную интонацию, делал роль с ходу - легко, виртуозно, неподражаемо. Часто выручал коллег, всегда мог заменить, помочь выйти из трудного положения. Бахтик человек очень добрый, открытый, отзывчивый, с тонким чувством юмора, с врожденной деликатностью, истинный джентльмен. Он по-особенному относился к женщинам - уважал, любил, понимал, угождал, баловал. В тоже время Бахтик - широкая натура, ужасно влюбчивый, щедрый на эмоции и ранимый. Одно время Бахтияр занялся режиссурой, создал театр «Анкон», просуществовавший 2 года в здании Музея кино, собрал хорошую команду из «ильхомовцев» и «хамзинцев», плодотворно работал. Но здание отняли и все закончилось…


Художественный руководитель театра «Ильхом» Марк Вайль:

- Без сомнения трагедия Бахтияра – невостребованность - трагедия целого поколения актеров. В силу обстоятельств, таких как распад некогда мощного государства, экономических коллизий, уязвимости, свойственной творческой личности, его карьера в кино оборвалась на самом взлете. Его единственным спасением стал театр, однако киношники – другие… Несмотря ни на что Бахтияр, пока позволяло здоровье, делал все играючи, артистично, красиво, изящно, с очень живыми настоящими деталями. Например, специально для «Подражаний», Бахтик освоил совершенно новый для него синтетический жанр. Человек, который никогда не танцевал, специально для этой роли научился танцевать. Впоследствии никто не верил, что он не танцевал всю жизнь. И еще - Бахтик никогда и никому не причинил зла».

Джазовая певица и актриса Зося Трацевская:

- Я познакомилась с Бахтиком, когда он был милым прелестным мальчиком. Батыр Закиров приводил детей на концерты и репетиции, мы пели, дружили и общались вне работы. Бахтик был бесконечно близок с отцом, носил его внешность, глаза, мысли. Те, кто знал Батыра лично, всегда узнавали его в Бахтике. Позже на съемках фильма Джаника Файзиева «Сиз ким сиз?» я открыла для себя Бахтика, уже как самостоятельную личность – философа, актера глубокого, талантливого, гениального, которому присущи изысканный стиль, утонченность, врожденная интеллигентность. Мы стали настоящими друзьями и дружили до его последнего дня. Когда я подошла прощаться с Бахтиком, то мысленно, преклонив колени, просила прощения за то, что мы были глухи, равнодушны, слепы к душевным падениям. Наверное, Бахтик хотел, чтобы его думающего остро и искренне, проводили слезами и овациями. Я уверена, что через 40 дней душа Бахтика встретится с душой Батыра - «кроткого венценосца», как мы его называли. Бахтику есть в чем повиниться, но еще больше у него есть чем порадовать и удивить отца.

* * *

Пусть земля тебе будет пухом, недоживший, недоигравший, недолюбивший и все же, ты Бахтияр – рожденный для счастья – дитя Вдохновения, сын Легенды…


На фото – Бахтияр Закиров

Подготовила Малика Турсунходжаева