Невест в Киргизии сегодня крадут почти так же, как и в старину
«КЫРГЫЗСКАЯ ПЛЕННИЦА»
Кража невест до сих пор распространена в Киргизии. По данным социологов, только в двух из пяти таких случаев совместная жизнь может сложиться нормально, в остальных трех супружеские пары ждет разочарование, отчаяние и развод.
И все-таки, кража невесты – дань традиции кыргызов или нюансы социальной политики? Азимбек Бекназаров, в то время когда он был депутатом национального парламента, в одном из интервью осудил принуждение женщин к браку и напомнил, что это - преступление и за такие действия молодым людям грозит уголовная ответственность. О том, что их деяния подпадают под статью Уголовного кодекса, знают и сами женихи-лихачи, однако судьбу свою все же испытывают.
- Потому что так дешевле, - говорит 20-летний Макс Бердалиев, - выкрал, съездил к родителям девушки, объяснился и заплатил калым. К тому же выкрасть можно понравившуюся красавицу, которая в реальной жизни добровольно замуж за тебя не пойдет. А свататься за нее, не зная, дадут ли согласие ее родители, согласится ли сама девушка, нет смысла. Потом еще дату свадьбы назначать, кольца покупать - волокита, да и только. А здесь все по мусульманским обычаям. Пришел мулла, совершил обряд и все – муж и жена!..
К слову, по ним же, по обычаям: жених, когда ворует невесту, подразумевает, что она девственница. А если вдруг не что не так (всякое в жизни бывает), он может вернуть ее «на место, откуда взял». При этом в ее «досье» появится клеймо – однажды она уже была замужем и кто знает, будет ли просвет в ее дальнейшей судьбе.
Такой порядок женитьбы в стране не легализован, но и бороться с ним никто не собирается. Да, есть уголовная статья. Ну и что?! Проходят по ней по два человека в год, а крадут-то «пачками». И традиция в селах живет и успешно процветает: режутся бараны, льется рекой водка и невеста плачет за брачной ширмой. А ей так хотелось учиться, пожить в городе, подружить с мальчиками, увидеть жизнь, наконец. Да и разве только в селах крадут?! Могут прямо в центре Бишкека «хапнуть» и зачастую молоденьких девчат – от 17 до 20 лет. На периферии же вообще наблюдается тенденция к омоложению невест. Если лет десять назад «брали выпускниц школ, то сейчас девочкам не дают закончить и девяти классов.
Кстати, о калыме и об уголовной ответственности. Минимальный денежный выкуп 500 долларов, плюс к нему – «джентльменский набор»: конфеты, печенье, молодой барашек и ящик водки. Сейчас идет разговор о том, что пора уменьшить размер выкупа, но увеличить обязанности родителей жениха перед молодыми. Они должны подарить молодоженам что-то стоящее – машину, мебель или что-то в этом роде. Люди богатые дарят все это без правил и каких-либо обязательств. А те, что скромнее, не могут годами откупиться от калыма и по этой причине у них вечный раздор со сватами - родителями невесты. Это сказывается и на отношениях супругов. Муж всегда чувствует вину перед женой.
В любом случае, процедура женитьбы у киргизов проста до невозможности. При желании можно жениться и без денег, только вот кражу – как дикую традицию - нужно искоренять. Знаю, что не согласятся со мной наши бабульки. Они привыкли приводить в пример себя: «Вот меня твой дед выкрал и ничего - живем, десять детей родили». Да не те времена: детей сейчас рожают не для того, чтобы женить как можно скорее, выдать замуж и увеличить потомство. Или еще циничнее: выдать дочь замуж, чтобы вернуть в семью деньги, потраченные на нее. А где же любовь, в самом деле?..