Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Мавзолей отшельника и чудотворца Хазрат Бешира освещает истоки реки Кашкадарья

05.10.2005 11:04 msk, Андрей Кудряшов (Самарканд - Шахрисабз)

Мавзолей отшельника и чудотворца Хазрат Бешира освещает истоки реки Кашкадарья

Фото © Фергана.Ру

На пути из Самарканда в Шахрисабз, к югу от перевала Тахта-Карача расположена одна из самых почитаемых в Узбекистане святынь - мавзолей Хазрата Бешира. Первозданная красота этих суровых мест уже много веков соперничает с их мистическим ореолом, привлекая паломников и туристов к истокам реки Кашкадарьи, где родился, жил и творил чудеса легендарный аскет и отшельник, советник просвещенного правителя Улугбека.

Имя святого «Бешир» в переводе с таджикского языка означает буквально – «Безмолочный». Согласно преданию, его праведные родители до глубокой старости не могли обрести наследника, пока ими не было получено благословение от суфийского пира Шамсутддина Кулала, наставника самого Амира Темура. Родившийся у 90-летнего отца и 80-летней матери мальчик с момента своего появления на свет обладал необычными свойствами. Вместо материнского молока он был вскормлен водой из священного родника, очень рано начал говорить и самостоятельно, без помощи учителей, научился читать Коран.

Когда будущему святому исполнилось всего пять лет, он ушел в горы, где провел сорок лет в, отшельничестве и молитвах, ночуя в пещерах, весной, летом и осенью собирая плоды и целебные травы, а на исходе зимы, порою, питаясь все той же родниковой водой, смешанной с землей. Лишь завершив сорокалетний процесса самопознания, Хазарат Бешир позволил себе вернуться к людям, и стал обучать их вере.

Предание приписывает Беширу триста шестьдесят учеников, каждый из которых достиг звания «Вали» (святой). А из его четырнадцати сыновей только двое остались в родном селении, а остальные служили советниками при дворах правителей Мавороуннахра или послами в иностранных державах.

Сам Хазарт Бешир, родившийся в 1368 году, прожил 96 лет, за год до своей смерти указав место будущего мавзолея. Легенда гласит, что, стоя на вершине горы в окружении учеников, святой бросил вниз посох, сказав им, что там, где он будет найден, его следует похоронить. На месте, куда воткнулся посох, выросла арча. Под фундаментом усыпальницы один из учеников Бешира вырыл в глубокий грот - чилляхону, и сам, по примеру учителя, провел в нем сорок лет отшельничества.

Чилляхона до сих пор используется некоторыми паломниками для молитвенных уединений во время летней или зимней чилли - сорокадневных периодов максимальных и минимальных температур, которые в здешних местах колеблются от +48 до -35. Но в непроницаемом земляном гроте круглый год держится постоянная температура - около +18 градусов. Также здесь всегда удивительно свежий воздух.

Окрестности мавзолея на самом деле наводят на мысли о покое, уединении и созерцательности. Горы сплошь состоят из причудливых цветных россыпей скал, которым вода и ветер за тысячелетия придали самые необычные формы. В скалах можно найти десятки пещер с довольно вместительными «залами» и множество источников с минеральными водами. Тенистое ущелье, в котором прячется родник Кара Булак - один из истоков Кашкадарьи, густо заросло лесом, где дикий грецкий орех и боярышник перемешаны с исполинскими чинарами. Чинары в Центральной Азии, особенно почитаемые за их возраст в сотни лет, украшают своими могучими кронами древние цивилизованные оазисы. Но здесь можно увидеть их рощи, никем не посаженные и не возделанные. Вдоль берегов реки деревья стоят на массивных подошвах собственных корневых систем, обнажаемых паводками.

Горное селение, среди которого на вершине холма стоит мавзолей, тоже немноголюдно, погружено в тишину и несуетный повседневный быт. Здесь трава растет на крышах глинобитных домов, очаги топят высушенным навозом, в обширных садах растут гранатовые деревья. В теплое время года мавзолей Хазрат Бешира посещает до 200 паломников каждый день. Но уже в сентябре добираются не больше двух десятков.

Приезжают целыми семьями, располагаясь на весь день на айванах вокруг священного источника, режут кур или баранов для приготовления плова и посещают мечеть.

По словам специалиста туристической фирмы «Uzbekistan for You» Анвара Кодирова, доставившего сюда корреспондентов агентства «Фергана.Ру» из Самарканда, места, подобные мавзолею Хазрат Бешира, в последние годы стали привлекать интерес туристов из России, интересующихся экзотикой и мистикой суфизма. По мере того как Узбекистан вновь открывает для россиян сокровища свого исторического и духовного наследия, специализированные «суфийские туры» или «глубокий туризм» с погружением в национальную культуру и быт, становятся все более популярными.

В этом аспекте местность между Самаркандом, Ургутом и Шахрисабзом представляет собой настоящий «золотой треугольник» - в недалеком соседстве со знаменитыми памятниками средневековой архитектуры и современной инфраструктурой отелей, в диких, нетронутых уголках гор почти каждый камень или родник обладает тайной.

Местное население очень любит и почитает своего святого. Правда, о его чудесах и деяниях среди народа сохранились в основном притчи, похожие на сказки. Например, о том, как он, еще во время отшельничества, научил своего верблюда и собак самостоятельно, без хозяина, возить через перевал лекарственные травы на базар в Ургуте, где покупатели без лишних слов обменивали их на необходимые ему вещи и отправляли караван обратно. Или о том, как среди зимы Хазрат Бешир в течение дня прорастил арбуз из семечка, узнав на расстоянии, что идущие к нему в гости паломники помышляют именно о таком угощении. Но люди знают, что Хазрат Бешир прежде всего был знатоком Корана, советником эмира Самарканда, обладал даром предвидения и созидания, поэтому ему воздают дань, начиная важные дела, требующие как предусмотрительности и проницательности, так и везения.