Расследуя события в Андижане, узбекское правосудие стремится прежде всего заткнуть рот независимой прессе
На днях генеральная прокуратура Узбекистана обвинила журналистов зарубежных изданий в тенденциозности и искажении фактов, а также в незаконной деятельности на территории страны. По мнению официального Ташкента, роль иностранных СМИ вообще заключалась в распространении "злобной дезинформации о событиях, действиях правительства и террористов". Ташкентский официоз считает, что информационная война в отношении Узбекистана была организована одновременно с террористической агрессией. Как говорится в сообщении генеральной прокуратуры Узбекистана, «с этой целью заблаговременно осведомленные представители ряда зарубежных правозащитных организаций, СМИ и иностранных благотворительных обществ еще до начала событий, начиная с 9, 10 числа, а многие из них с первых дней мая, стали собираться на сопредельных с Андижаном территориях».
По сути, прокуратура Узбекистана лишь повторила то, что уже ранее озвучивал президент страны. «Западные журналисты прибыли в Андижан до нападения на город для подготовки информационного сопровождения акции. Информационная атака против Узбекистана началась до того, как началась операция», - заявлял Ислам Каримов на встрече с Владимиром Путиным еще в конце июня текущего года.
В минувший четверг заместитель генерального прокурора Узбекистана Анвар Набиев сравнил журналистов с шакалами, питающимися падалью. В список попали директор ташкентского отделения Института по освещению войны и мира (IWPR) Галима Бухарбаева, корреспондент ИА «Фергана.Ру» Алексей Волосевич, журналист радио «Свобода» Андрей Бабицкий, репортеры других масс-медиа. Все они, по мнению прокуратуры, освещали события в Андижане необъективно и предвзято, пытаясь «преподнести террористов в качестве борцов за свободу и демократию, а не обычных бандитов».
В частности, во время своего выступления на брифинге 15 сентября Анвар Набиев обвинил корреспондента Русской службы радио «Свобода» Андрея Бабицкого в том, что сразу вскоре после андижанских событий он незаконно въехал в Узбекистан со стороны соседнего Кыргызстана.
В мае текущего года журналист Андрей Бабицкий действительно побывал в Андижане и еще одном городе вблизи киргизской границы – Пахтаабаде. Как сообщал сам Андрей в интервью Хьюман Райтс Вотч (Human Rights Watch) по телефону 26 мая, ему удалось пробраться в Андижан сразу вскоре после «андижанских событий», не раскрывая своей профессиональной принадлежности, и что он несколько дней работал, не привлекая внимания. 18 мая у него проверили документы, после чего «рекомендовали» покинуть город. На следующий день Бабицкий уехал.
Сегодня в ответ на обвинения генпрокуратуры Узбекистана А.Бабицкий заявляет, что приехал освещать андижанские события совершенно законно. «Я - законопослушный гражданин. Прилетел в Ташкент на самолете, в моем паспорте стоят соответствующие отметки о регистрации в аэропорту», - цитирует слова Андрея узбекская служба радио «Свобода» («Озодлик»).
Официальный Узбекистан обвиняет Бабицкого в том, что он передавал информацию с территории Узбекистана, не имея соответствующей аккредитации.
Бабицкий комментирует это так: «Аккредитация для журналиста - вещь не обязательная. Это дает журналисту дополнительные полномочия, не более. Прилетев в Ташкент, я поехал в Андижан на такси, это не нарушение никаких норм, обвинения прокуратуры о незаконном пересечении границы без соответствующих запросов в пограничную службу - это абсурд».
Корреспондент московского информационного агентства «Фергана.Ру» Алексей Волосевич находился в Андижане с вечера 12 мая. Вместе с другими иностранными корреспондентами он приехал туда, чтобы осветить в Интернет-издании Ferghana.Ru заключительное заседание андижанского областного суда по делу так называемой группировки «Акромия». Алексей находился в Андижане до 26 мая – дольше всех остальных журналистов. «Его деятельность по сбору и распространению информации о событиях была полностью законна», - сообщает главный редактор ИА «Фергана.Ру» Даниил Кислов. – «Алексей – гражданин Узбекистана. Согласно Закону Республики Узбекистан о СМИ, а также «Закону о принципах и гарантиях свободы информации» и Закону «О защите профессиональной деятельности журналиста», свобода выражения мнений может быть ограничена только по мотивам государственной или иной тайны. Свободу слова провозглашает и Статья 29-я Конституции Республики Узбекистан: «Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя и других ограничений, предусмотренных законом». Если заместитель генпрокурора сравнивает журналистов с шакалами, то, наверное, к последним он относит и все те СМИ, которые пользовались информацией Алексея Волосевича - многочисленные западные информационные агентства, а также и российские – телеканалы ОРТ, РТР, Ren-TV, НТВ, РБК, радио «Маяк», «Эхо Москвы» и многие другие», - говорит Д.Кислов.
Следует отметить, что заявления официальных лиц Узбекистана часто меняются в зависимости от политической конъюнктуры. Напомним, 17 мая на одной из своих первых пресс-конференций президент страны Ислам Каримов выразил гнев в адрес именно российских масс-медиа: «У меня нет никаких претензий к агентству Рейтер, Би-Би-Си, CNN, радио «Немецкая Волна». Я могу быть не согласен с их мнениями и оценками, но их деятельность вызывает у меня уважение. Чего не скажешь о российских телеканалах, в частности Ren-TV и НТВ, тиражировавших инсинуации о событиях в Андижане и якобы имевшем там место расстреле правительственными силами мирной демонстрации», - заявлял И.Каримов.
Сегодня российские СМИ, в особенности электронные, практически не вспоминают о событиях четырехмесячной давности. Западные же продолжают возвращаться к теме событий снова и снова, давая слово участникам событий, в частности, публикуя интервью с беженцами из Ферганской долины, получивших пристанище в других странах. Их рассказы серьезно отличаются от официальной версии произошедшего. Именно это и возмущает узбекские власти.
По информации московского Центра экстремальной журналистики, с 13 мая текущего не менее пятидесяти иностранных журналистов так и не дождались аккредитации узбекского МИДа, без которой их бы даже не пустили в Ферганскую долину. Поэтому многие масс-медиа вынуждены были отправлять своих корреспондентов на место события, не ставя в известность официальные структуры. Так, сразу после события 13-14 мая в Андижане побывали несколько журналистов ведущих российских изданий, в частности, Михаил Зыгарь из «Коммерсанта», зав. отделом политики российской газеты «Версия» Орхан Джемаль и корреспондент журнала «Русский Newsweek» Александр Раскин.
Инвективы в адрес "продажных журналистов" и "горе-газетчиков" звучат не только из уст представителей генеральной прокуратуры Узбекистана, но и с экранов местного телевидения и со страниц массовых печатных изданий. Так, в последние дни жестким нападкам подверглась, в частности, британская медиа-корпорация Би-Би-Си (BBC). По выражению того же зампрокурора Анвара Набиева, корреспонденты Би-би-си "по заказу внешних сил наглым образом и бессовестно тиражировали тенденциозно-клеветнические сведения о происшедшем". Журналистами "двигала одна единственная цель: дождаться созревания терактов и разнести клевету о деятельности органов власти и правопорядка, добиться в угоду своих покровителей компрометации Узбекистана перед мировым сообществом". В одной из программ узбекского телевидения были показаны фотографии троих сотрудников ташкентского офиса BBC, А сами они названы "врагами узбекского народа".
В течение последних четырех месяцев на сотрудников BBC в Узбекистане обрушилась кампания угроз и притеснений со стороны властей, - говорится в пресс-релизе, распространенном центральным офисом компании BBC вчера. В июне корреспондент Всемирной Службы BBC Моника Уитлок была вынуждена покинуть Ташкент под давлением властей. Оставшиеся шесть сотрудников компании позже также покинули Узбекистан, а двое из них в настоящее время уже получили статус беженцев со стороны ОНН, сообщает Би-Би-Си.
Растоптав независимую прессу и изгнав представителей иностранных СМИ с территории республики, власти Узбекистана намерены начать 20-го сентября судебные слушания по делу об "андижанских событиях". Не получая альтернативной информации о происходящем в стране, международному сообществу трудно будет поверить в беспристрастность узбекского правосудия и в законность вынесенных судебных решений.
* * *
Ссылки по теме: СМИ Узбекистана и судебно-правовая реформа(Uza.Uz)