Музыка на лазурном берегу
С 9 по 21 августа в Кыргызстане прошла первая в своем роде летняя школа традиционной музыки, организованная АКМИКА – агентством по культуре по Центральной Азии Фонда Ага Хана. Более ста мастеров и их учеников из Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана имели возможность обменяться опытом, дать показательные уроки, познакомиться поближе и отдохнуть во время бархатного сезона на лазурном берегу знаменитого озера Иссык-Куль.
Музыка на лазурном берегу
Пансионат, где собрались участники этой уникальной летней школы, так и назывался – «Лазурный Берег». Гостей разместили со всеми удобствами в современных отелях и коттеджах. Все было сделано для того, чтобы дети и их наставники смогли как следует отдохнуть и, при необходимости, поправить здоровье. К счастью, погода стояла солнечная, так что и взрослые, и дети имели возможность вдоволь накупаться в прозрачных водах жемчужного озера. Иссык-куль – самое большое озеро в Киргизии – окружают величественные белоснежные хребты Северного Тянь-Шаня: Кунгей Ала-Тоо (обращенные к солнцу) и Терскей Ала-Тоо (обращенные от солнца).
В дневное время в просторном концертном зале почти ежедневно проходили открытые уроки, где молодые таланты из разных стран рассказывали об особенностях обучения игре на комузе, домбре или дутаре, пению макомов и песен кочевников. Мастера вели открытые уроки на родном языке в сопровождении перевода. А вечерами ребята надевали самые лучшие костюмы и вместе с наставниками давали концерты.
Устат-шакирт – забытая система получает новую жизнь
Таджикистан был представлен участниками проекта «Устаз и шогирд», куда входят центр «Наво», «Академия Шашмакома» из города Душанбе, а также центр «Хунар», объединяющий учебные центры пяти городов Согдийской области. Основной целью данного проекта является восстановление традиционной системы обучения шашмакому, основанной на передаче базовых знаний и практического опыта от мастера (устата) ученику (шакирту). Эта многовековая система музыкального образования, истоки которой ведут глубоко в историю. В данный проект вовлечена целая плеяда известных мастеров и молодых талантов.
Под тем же названием – «Устат-шакирт» – работает центр талантливой молодежи в столице Кыргызстана Бишкеке, где такие известные комузисты, кыякчи, чоорчу как Нурак Абдрахманов, Бакыт Чытырбаев и Нурланбек Нышанов обучают по 5-7 студентов, которым платится небольшая стипендия.
Устная передача музыкального наследия от устата к шакирту существовала у всех народов в Центральной Азии. Часто образование передавалось от отца к сыну или дочери, но нередко талантливого ребенка отдавали на обучение известному мастеру. Как отметил гость летней школы, знаток музыкальных традиций Шахым Гуллыев, у туркмен с давних времен будущие музыканты годами, иногда более десяти лет жили у устатов, помогали по хозяйству, вместе с ним посещали празднества, получая, таким образом, не только музыкальное образование, но и мировоззрение своих наставников.
Гулшат Байсабаева, известный музыковед и педагог из Кыргызстана так объяснила необходимость восстановления безнотного обучения: «Мелодии киргизских инструментов невозможно без потерь передать посредством европейской нотной системы. Сейчас пытаются создать специальную нотную систему. Недавно музыканты из Европы прислали нам свои ноты, которые мы изучили. Потом, когда они приехали в Кыргызстан, наши студенты вместе играли. А когда мы послали им наши ноты, то они ничего не поняли».
Среди гостей также был Ари Бабаханов, известный мастер шашмакома из Узбекистана. Бабаханов – внук знаменитого Леви Бабаханова, который был певцом у двух последних Бухарских эмиров. Ари Бабаханов в 1960-е годы собирал и записывал макомы, а в 1990-е создал свою школу шашмакома в Бухаре. Живет он сейчас в Германии. На Иссык-куле он присутствовал почти на всех открытых уроках летней школы и однажды сам выступил перед аудиторией, которая с благоговением внимала изысканной игре мастера на кашгарском рабабе.
«Без подготовленного слушателя, нет будущего ни у какой музыки»
Центральная Азия стала особым сплавом цивилизации оседлых народов и мира кочевников. Последних представили в летней школе кыргызские и казахские участники.
Из Казахстана приехали представители школы-колледжа «Кокил» (Алматы) и научно-культурологического центра «Туран» (Кзыл-Орды). Интересно, что в центр «Туран» принимают по строгим критериям: семь поколений предков должны быть музыкантами, ребенок должен расти в музыкальной среде или обладать исключительным музыкальным дарованием. Зато нет ограничения в возрасте – в «Туране» есть ученики которым уже по 40 лет. В «Кокиле», наоборот, нет таких ограничений. Игре на домбре и народным песням учатся все желающие, даже иностранцы. Единственное условие – знание казахского языка, на котором ведутся занятия. «Кокил» является обыкновенной средней школой, где уроки музыки два раза в неделю ведутся мастерами домбры и исполнителями народных песен – жырау. «Наша цель – готовить не музыкантов, а образованных слушателей, так как без них любая высочайшая музыкальная культура обречена на постепенное исчезновение», – говорит руководитель школы Абдухамид Раимбергенов. Программа, разработанная группой педагогов и музыкантов, под руководством Раимбергенова, нацелена на массовое музыкальное безнотное образование. Эта программа получила поддержку министерства образования Казахстана и сегодня по ней работают во всех областях страны в сорока экспериментальных классах. На открытых уроках Раимбергенова и Улжан Байбуссыновой, еще одного педагога «Кокиля», вполне городские и современные ребята из Алматы на слух определяли различные кю-мелодии, прекрасно играли на домбре, и распевали песни, которые сами же сочиняли на уроке.
Замечания
АКМИКА - Музыкальная Инициатива Ага Хана в Центральной Азии (на английском AKMICA – Agha Khan's Music Initiative in Central Asia)
«МАКОМ» (в переводе с арабского – «место»; на разных языках звучит как «мугам», «макам», «мукам», «дастгах») – музыкальная форма, большой вокально-инструментальный цикл (сюита). Маком появился в VII веке в результате смешения нескольких ближневосточных традиций. Изначально различались два стиля: классический (более строгий), и новый (с обилием украшений) – персидский. В данный момент культура маком распространилась среди народов Центральной Азии (Узбекистан, Таджикистан), а также среди других восточных народов.
«ШАШМАКОМ», или, «шесть макомов» – музыкальная система из 6 макомов-ладов: «Бузрук», «Рост», «Наво», «Дугох», «Сегох» и «Ирок», либо совокупность написанных в этих ладах макомов – музыкальных произведений, каждое из которых носит название, отвечающее названию его лада, состоит из 20-40 инструментальных и вокальных частей.