Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Кубан Мамбеталиев: Необходимо избавить журналистику от обязанностей «служанки администрации»

02.09.2005 15:19 msk, Зульфия Джумабаева

Интервью

Кубан Мамбеталиев – руководитель общественной организации «Журналисты» в Кыргызстане. Общественное объединение «Журналисты» учреждено в 1998 году с целью защиты профессиональной деятельности журналистов, лоббирования законопроектов о СМИ, отстаивания принципов свободы слова и печати Добровольное объединение физических лиц, работающих в печатных и электронных СМИ республики.

Количество членов – 170 чел. 28 ноября 1999 года принято в состав IFJ, Международной Федерации Журналистов (штаб-квартира в Брюсселе). В 1999 году провело республиканскую конференцию на тему «Законодательная база СМИ и свобода слова в Кыргызстане». В 2000 году провело мониторинг электронных СМИ Кыргызстана в период парламентских и президентских выборов. В 2001 году совместно с Фондом Карнеги провело Международную Конференцию на тему «Ислам в общественно-политической жизни Центральной Азии». В 2002 году начало проект « Мониторинг конфликтов и нарушений прав журналистов и СМИ Кыргызстана». В 2002 году в партнерстве с IFJ начало пилотный проект по созданию профсоюза журналистов.

– Кубан Ильясович, каково сегодня положение свободой прессы в Кыргызстане? Произошли ли кардинальные изменения после прихода новой власти?

– Крупных изменений на сегодняшний день не наблюдаются, по крайней мере, таких, которые были изначально задекламированы властями. Они и не произойдут, пока существует статус государственных СМИ. Нынешней власти необходимо отказаться от контроля над СМИ. Демократию мы раскрепостим лишь тогда, когда проведем процесс отделения СМИ от государства. Необходимо избавить журналистику от обязанностей «служанки администрации». Требуется начать процесс разгосударствления печатных и электронных СМИ, дав им возможность развиваться в рыночных условиях. Пусть они сами формируют и завоевывают свою читательскую среду и зрительскую аудиторию. Ситуация должна развиваться не по указу правителя, а по законам спроса и предложения.

– То есть у Вас уже есть претензии к новой системе?

– Ранее, будучи еще исполняющим обязанности Президента, Курманбек Бакиев заявлял, что все государственные средства массовой информации, включая Национальную телерадиокорпорацию, правительственные издания «Кыргыз туусу», «Слово Кыргызстана», «Эркин-Тоо», должны быть общественными, что Правительству достаточно иметь один печатный орган, в котором бы публиковались официальные решения. Была создана рабочая группа по реформированию государственных СМИ, которую возглавил и.о. вице-премьер-министра Адахан Мадумаров, я был определен его заместителем. Кроме нас в состав группы вошли еще представители Госкомимущества, Министерства юстиции. Мы проработали возможные модели реформирования. Но до сих пор окончательное решение не внесено, так как комиссия не может закончить работу в силу различных обстоятельств: выборы, инаугурации, поездка А. Мадумарова, его отпуск. Только в этом месяце комиссия соберется вновь и даст рекомендации уже избранному Президенту, для принятия окончательного решения.

– И каким, по Вашим прогнозам, будет результат?

– Уже сейчас я могу сказать, что чиновники высокого ранга в лице Мадумарова и всех, кто за ним стоит, будут категорически против того, чтобы сделать НТРК общественным телевидением. Они хотят сохранить его в качестве национального телеканала, а ведь национальный это и есть государственный.

Получается, что до выборов говорили одно, а после происходит совсем другое, идет даже больший откат. Они не хотят отпускать и государственные газеты, планируют оставить все 3 ведущие государственные газеты. Хотя логичнее было бы оставить одну единственную республиканскую государственную газету, которая бы выполняла функции печатного органа и парламента и правительства. Например, как предложил я, на базе газеты «Эркин-Тоо». Изменить ее название, быть может, оставив логотип. (Потому как, с самого начала своего издания с 1924 года, она стартовала и действовала как государственная). Назвать «Государственная газета Кыргызстана» – официальный печатаный орган Жогорку Кенеша и Правительства.

У них же в планах сделать «Эркин-Тоо» печатным органом Парламента. А зачем Парламенту иметь свой печатный орган в масштабе республиканской газеты? Это абсурд! Что они там собираются печатать? Естественно, впоследствии возможны противостояния между собой парламентских СМИ и правительственных. Они начнут бодаться. Пусть лучше будет один печатный орган, публикующий всю необходимую информацию, идущую от главных ветвей властей.

– Кубан Ильясович, если все же будет происходить разгосударствление, то одним из вариантов выступает модель распределения акций в пропорции 51% на 49%. Не получится ли, что кыргызстанские СМИ будут носить получастный-полугосударственный характер?

– Изначально может показаться и так. Государство владеет контрольным пакетом. Но на деле это не имеет большого значения. Это уже не государственная модель. Потому как здесь уже действует «Закон об акционерных обществах». К примеру, 80% акций будут отданы государству, но они могут быть в виде помещения, транспорта, оборудования, находящихся на балансе государства. В дальнейшем коллектив газеты может постепенно все это выкупать. Тут важно, что пошел сам процесс разгосударствления.

– А как будет происходить процесс определения процентного соотношения?

– На основе решения собрания акционеров будет создаваться устав АО, а Госкомимущество с оценочной комиссией будут определять долю владения. Где-то есть помещения, где-то нет.

– Тогда вполне обоснован страх редакций за свое будущее. К примеру, за свои помещения. Если они их лишатся, то огромные коллективы бывших государственных СМИ могут остаться на улице.

– Сейчас перед властями стоит проблема: идти ли на этот шаг? Ведь он действительно требует жесткости, ответственности, смелости, наконец. Некоторые газеты просто не желают уходить из-под опеки государства. Они хотят и дальше выполнять заказы властей, получать деньги из бюджета. Такова позиция некоторых журналистов, редакторов. Поэтому они начинают запугивать всех возможными акциям протеста, забастовками и т.п. Но не нужно идти у них на поводу.

Вот, например, коллектив НТРК. Почему он противится идти на обновления? Неужели сотрудники хотят жить на 800-1000 сом в месяц? Или, используя действующую структуру канала, они имеют другие источники доходов? Иначе как понять их нежелание развиваться и улучшить условия работы, повысить заработную плату? Ведь канал можно сделать мощным ТВ центром. А если не будет создана модель общественного телевидения, то не нужно рассчитывать ни на получение грантов, ни на поддержку международных организаций, ни на крупных рекламодателей.

Властей отпугивает возникновение проблемных ситуаций, обещанных редакциями государственных СМИ.

– Но ведь идея создания общественного телевидения все равно обговаривается?

– Мадумаров озвучил следующий ход, который, на мой взгляд, является достаточно хитрым. В Оше существует областной канал «Ош-3000», на базе которого предполагается организация общественного телевидения. В результате, оно будет функционировать только в рамках Оша и области. А как же остальной Кыргызстан? Создавать общественное телевидение в республиканском масштабе нужно в столице, используя метровый 7-й канал. Головная контора должна быть здесь, а там – филиал. Иначе получится две финансируемые структуры: НТРК и общественное телевидение, потому что общественное телевидение должно финансироваться из государственного бюджета. В какой пропорции будет происходить финансирование? Ну конечно не в равной. А потом через год, подводя итоги их деятельности, сделают вывод, что модель общественного телевидения не оправдала себя. Зачахла! Давайте вообще забудем о ней! В таком случае нам остается только ждать третьего Президента, более прогрессивного, который начнет реальную реформу СМИ. Пока же на практике никаких реформ нет.

– Есть ли опасения по поводу того, что в стране может вновь повториться прежняя ситуация со СМИ?

– Вспомните, как было при Аскаре Акаеве. На критику в адрес своей семьи и себя он открыто не реагировал. Реагировали чиновники среднего и высшего звена. Почему? Потому что им нужно было выслужиться перед «хозяином». Они не упускали малейшей возможности. То же самое может повториться и сейчас. Те же вновь назначенные акимы и чиновники могут специально создавать неприятие, злобное отношение к СМИ, которые осмелятся внедрять в стране инакомыслие.

– Вопрос только, в какой степени будет проходить это противостояние?

– Раньше власти шли на такие шаги, как закрытие СМИ, отключения света в типографии, лишения радиочастоты и т.п. Мы не знаем, до какой степени это может дойти при новой системе. Сейчас я еще верю Бакиеву, потому как он не сделал определенных шагов в ту или иную сторону. Решение по разгосударствлению СМИ еще не принято. Но то, что нынешний Президент, в отличие от других политиков, заявлял об этом публично – уже хорошо. На мой взгляд, сейчас, в какой-то степени, идет саботаж этих намерений со стороны некоторых чиновников, в числе которых есть консервативные и регрессивные люди. Эти вчерашние душители свободы, занимающие высокие посты, диктуют и саботируют процессы.

– То есть проблема в окружении главы государства, а все предложения…

– Все предложения натыкаются на амбициозные чиновничьи интересы! Посмотрите на новую плеяду молодых политиков. Данияр Усенов и Адахан Мадумаров, которые в свое время подвергались очень жесткому прессингу государственных СМИ, сейчас сами становятся ярыми государственниками. И нам приходится противостоять уже их позициям. Я надеялся, что они будут реформаторами, а им, оказывается, важны не демократические изменения в обществе, а собственное место в системе власти. Чтобы никакой критики не поступало в их адрес, только аплодисменты и хвала! Малейшая критика сейчас встречается в лоб – вот что опасно! А старые прожженные демократы тихо сидят и исподтишка саботируют новые инициативы.

– Ну, раз глава государства заявил о своих намерениях публично, будем надеяться, что так оно и будет.

– Я на это надеюсь. Конечно, все свои предложения и претензии я выскажу в публичной форме через открытое письмо Президенту. Я готов приложить все усилия, чтобы добиться того, чтобы на базе НТРК было создано общественное телевидение. Безо всяких компромиссов!

Беседовала Зульфия Джумабаева