Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

«Исламская шаманка» Хаёт Курбанова: «В Ферганской долине находится сердцевина планеты Земля»

24.06.2005 19:05 msk, Интервью записал Дмитрий Камцев

Интервью
«Исламская шаманка» Хаёт Курбанова: «В Ферганской долине находится сердцевина планеты Земля»

26 июня текущего года в Институте этнологии и антропологии РАН состоялся очередной семинар научно-исследовательской группы «Центр по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик». Нашу редакцию заинтересовало это событие. Среди специально приглашенных гостей - разного рода шаманов и носителей традиций (среди которых был, например, наследственный шаман из Бурятии) - в этот раз присутствовал человек родом из Ферганы – Хаёт Курбанова. Именно таких людей называют «контактерами», «ясновидящими» или даже «пророками». Хаёт Курбанова получает некие «послания» человечеству и конкретным людям.

Чем же интересна фигура Хаёт Курбановой для ученых, организовавших это мероприятие? Рассказывает научный сотрудник института, этнолог Ольга Горшунова, которая исследует религиозные практики в Ферганской долине:

Ольга Горшунова: - Хаёт прекрасно говорит по-русски. Она училась в Харькове, где получила образование специалиста по русской филологии. Она - современный образованный человек. При этом она из рода сеидов. Сеиды – социальная группа, возводящая свое происхождение к пророку Мухаммаду и рассматривающаяся в традиционном мусульманском обществе как носитель «барака» пророка – сакральной силы, передающейся им по наследству. Её дед и бабка практиковали суфизм. Дед был репрессирован за свою суфийскую деятельность в советское время.

В Ферганской долине шаманов и шаманок называют «бахши». Традиционное духовенство порицает бахши. Правда, наблюдается особая форма синкретизма и ассимиляции таких практик в мусульманском обществе. (Некоторые исследователи бытования ислама в Центральной Азии предложили специальный термин «народный ислам», применяющийся для обозначения существующих «неканонических» форм практикуемого в регионе ислама, что бы различить их с «книжным» исламом – калямом, носителями которого являются улемы. – прим.ред.). Бахши, например, могут выступать в качестве табибов (народных врачевателей).

Интересно и то, что статус сеида - даже если выходец из этой социальной группы и не становится муллой, - является более авторитетным, чем у представителя духовенства не из рода сеидов. Но сама Хаёт не причисляет себя ни к мусульманской традиции, ни к шаманской традиции. Я бы квалифицировала ее как «неошаманку». Вокруг нее в Фергане образовалась группа, разделяющая ее взгляды. Их «миссия» - по их словам – заключается в том, что бы передавать некие сообщения не только отдельным людям, но и человечеству в целом.

Хаёт Курбанова - интересный феномен. Для деятельности традиционного шамана свойственно было решение индивидуальных проблем. На этапах архаической организации общества у шаманов был достаточно высокий социальный статус. Они решали проблемы общины, могли влиять на умы общественных лидеров. В мусульманском регионе, где ислам подавляет более ранние религиозные верования, у шаманов нет такого статуса и влияния. Но все же они имеют влияние в обществе и решают проблемы. связанные со здоровьем, рождением детей и другие проблемы частного характера. Хаёт Курбанова в этом плане исключение, так как ее услуги востребованы, к примеру, в сфере власти. И в Россию она приезжает уже не в первый раз по приглашению разных довольно известных персон. Кстати говоря, выходцы из рода сеидов традиционно и сейчас воспринимаются мусульманизированным обществом как источники особой силы. Ну, например, если в семье рождавшиеся дети умирали или часто болели, то новых младенцев несут к сеиду, что бы он завернул ребенка в полу своей одежды, что по представлениям верующих избавляет ребенка от риска заболеть и защищает его в будущем. Для меня, как ученого, занимающегося исследованиями местных культов региона Ферганской долины, мест поклонения, обрядовых и ритуальных практик, этот феномен интересен в первую очередь с точки зрения его природы. Ведь Хаёт происходит из совершенно традиционной мусульманской суфийской консервативной среды. При этом она оказывается в своего рода оппозиции к этой традиционной культуре. Парадоксально и то, что, так сказать, своим «даром» она обязана той среде, из которой она вышла. И мне в частности интересно изучать, как социальная, культурная, природная среда обитания влияет на формирование вот таких личностей.

Фергана.ру: - Хаётхон, наш интерес к Вам в первую очередь связан с тем, что Вы живете в Ферганской долине, Вы - узбечка. Как Вы относитесь к так называемым «андижанским событиям»?

Хаёт Курбанова: - Как гражданка, конечно, с болью. Просто как человек я считаю, что это должно было случиться, эти нарывы должны были прорваться. Может, эти события помогут нам лучше понять, кто мы и для чего мы на земле. Я не анализировала это специально. Моей задачей было это понять и принять и послать туда свою любовь и покой.

Фергана.ру: - Что ждет Узбекистан в ближайшем будущем?

Хаёт Курбанова: - В девяносто третьем году я встречалась с президентом Каримовым. Мы с ним разговаривали. Я передала ему послание, обращенное к нему. Оно достаточно объемное. Я записывала его в течение пятидесяти минут, находясь в таком состоянии, в котором ко мне приходят… некие послания. В этом послании говорилось о политическом и экономическом развитии в стране. Он принял это послание. А что дальше - воспользовался ли он этой информацией или нет - не знаю. Моей задачей было стать только связующим звеном.

Фергана.ру: - А было ли Вам заранее известно о событиях в Андижане?

Хаёт Курбанова: - Мне было сказано, что с апреля [этого года] начнутся бурные события. Только я не понимала, какой смысл этого, что именно будет происходить.

Фергана.ру: - А в каком виде к Вам приходит информация, в виде слов?

Хаёт Курбанова: - Нет. В виде картин. Позвольте, я вам прочитаю пример такого послания. – Хаёт-хон открывает одну из двух больших тетрадей формата А4, которые она держит в руках, - это своеобразные дневники, где все записи датированы. - Вот это я записала 25 декабря 2002-го года: «Великий город фараона по праву несет почести создателя. Она – вместилище знаний бога, богом идущих по земле. Она – лоно богоматери чела. Мы утверждаем свои права и держим лучами свой трон. Нет времени, где ныне не будет тебя. Ты была, ты есть, ты вечности ступня. Величаво зовемся сынами твоими. Спаси и сохрани любовь на Земле». Понимаете, Трон – это не в обычном понимании трон, а это - знание, которое человеку передается. А потом я спросила, почему вы Фергану называете «фараон»? И оказалось, что «фар-она» - это «фар» - «свет» в переводе, а «она» - это «мать». Мать света. Получается, что там, где находится наша Ферганская долина, - сердцевина планеты Земли. Как бы исток оттуда идет. Вот так… А Узбекистан, Россия, часть Киргизии и Казахстан – это «грудная клетка Земли, где находится сердце, дух, душа. Вот все, что я знаю про Фергану.

Фергана.ру: - Можете ли Вы сказать, кто придет на место нынешнего президента и когда это произойдет?

Хаёт Курбанова: - Меня это вообще не волнует.

Фергана.ру: - Произойдет ли в Узбекистане «исламская революция»?

Хаёт Курбанова: - Нет. Не произойдет. Я задавала вопрос [тому, кто посылает мне послания]: может быть, люди будут изучать Коран, чтобы использовать это в своих личных целях, чтобы получить власть? Мне ответили: Коран – это книга не для того, что бы построить исламское государство. Эта книга – моральный кодекс человека, независимо от того, где он живет. Вот и все. И я поняла и после этого начала изучать Коран. И, действительно, там нет ни одного слова о строении исламского государства. Если любой человек будет читать и понимать душой эту книгу, в смысле – разумно, он и не будет стараться этого сделать. Если нужно – сам Создатель построит государство. Зачем нам? Нам было сказано: «Не убей. Подчиняйся тем хакимам (правителям – прим. ред.), которых Я дал.» Значит, если я служу Богу в душе, значит, я уже должна подчиниться, а не восставать против. Ну… Вот мои принципы.

Фергана.ру: - А если хаким - кровавый? Сам Бог должен решать проблемы?

Хаёт Курбанова: - Не я же его [то есть, хакима] создала. Я очень сильно верю в Создателя, который «программирует». Я ведь долго сомневалась в своей вере и целых три года «издевалась» над Ним: я задавала вопросы, Он мне отвечал, а я проверяла ответы. Так что я очень сильно доверяю Ему. Раз Он не мешает этому, значит, Ему это сейчас угодно. А зачем? – я этого уже могу не знать. Может быть, дело не в том, что нужно сменить главу государства, а в том, что нужно уже поменять нас… людей, сознание? Может быть, в семье отец плохой, но дети могут сделать правильные выводы из этого. И повернуть себя к свету. Правильно? Не знаю… Я противник всех этих революций. Лучше я поработаю с людьми, с душой, с сознанием человека.

Фергана.ру: - Говорят, что к Вам за помощью обращаются даже из Москвы. Или приезжают специально в Фергану. Да и в этот Ваш приезд к Вам обращаются разные высокопоставленные персоны и известные люди. Это так? И кто конкретно, можно узнать?

Хаёт Курбанова: - Актер Александр Абдулов, например. Его я его начала лечить десять лет назад. Вылечила. Он как-то поверил, что есть какая-то внеземная сила. Заезжала к нему и в этот раз.