Известный узбекский правозащитник считает, что демократические страны должны оказать давление на режим Ислама Каримова
Одним из следствий трагических событий в Андижане 13-14 мая текущего года стало резкое усиление правительственного контроля за деятельностью правозащитных организаций Узбекистана. Сурат Икрамов, председатель инициативной группы независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ), рассказывает, что, начиная с 17 мая, он двадцать дней находился под домашним арестом. Две недели назад власти заменили домашний арест режимом внешнего наблюдения.
- Куда бы я ни пошел, за мной следуют два-три автомобиля. Их номера у меня записаны, - говорит Сурат Икрамов. – Представители спецслужб постоянно сидят возле моего дома в автомобилях, и когда я выхожу на улицу, иногда даже здороваются со мной. Такие действия власти осуществляют в отношении нескольких сот правозащитников и членов оппозиционных партий, то есть, людей, которые открыто говорят о произошедших в Андижане кровавых событиях. Последний раз волна подобных домашних арестов и слежки наблюдалась у нас в декабре прошлого года, когда проходили парламентские выборы. Это в МВД называется «усилением». Что ж, действительно, в течение последнего месяца давление на нас со стороны властей значительно усилилось. Несмотря на это, мы продолжаем работать.
По словам председателя ИГНПУ, на сегодняшний день правозащитники Узбекистана свою основную задачу видят в том, чтобы заставить правительство согласиться с проведением независимого международного расследования того, что произошло в Андижане. В связи с этим он считает, что любая страна, которая занимает в этом вопросе принципиальную позицию, может оказать давление на узбекские власти, поставив в прямую зависимость свое сотрудничество с республикой от согласия последних на проведение независимого расследования.
- Обращение любой демократической страны к правительству Узбекистана обязательно окажет на него какое-то воздействие и будет сигналом для последующих отношений между ними. Если любая страна в мире поддержит требования международных организаций по расследованию андижанских событий, то это пойдет на пользу демократии в нашей стране. На мой взгляд, демократические страны могли бы предупредить правительство Узбекистана: в случае категорического отказа от независимого расследования мы свернем все программы сотрудничества с вами.
Говоря о дополнительных возможностях оказания давления на узбекское правительство, Сурат Икрамов коснулся темы американской базы на юге республики:
- После того как в рамках антитеррористической операции Узбекистан передал Соединенным Штатам во временное пользование аэродром в Ханабаде, американское правительство стало меньше уделять внимания вопросу нарушения прав человека, чтобы не портить отношения с Узбекистаном. А правительству такого диктаторского тоталитарного государства очень выгодно, что американцы закрывают глаза на нарушения прав человека. Поэтому если бы они отказались от этого аэродрома, это было бы большим давлением на правительство Узбекистана, - сказал Сурат Икрамов.
* * *
Интервью записал Алексей Волосевич