В Узбекистане вводится тотальная цензура зарубежных телевизионных каналов
Как выясняется, полная прекращение трансляции новостных передач российского телевидения во время и после событий 13 мая в Андижане – не последний шаг властей Узбекистана по ограничению прав граждан на доступ к информации. Очень скоро им будет отказано в любой возможности смотреть телевизионную продукцию по собственному выбору.
Государственная инспекция связи Ташкента распространила среди руководителей студий кабельного телевидения столицы письменное предписание, согласно которому все частные студии под страхом прекращения их деятельности обязаны до 6 июня перейти на прием «единого сигнала главной станции». Таким образом, власти вынуждают студии ретранслировать усеченный и отцензурированный пакет программ. Этот пакет будет продавать студиям общество с ограниченной ответственностью «Узбекистон кабель системалари».
Как удалось выяснить корреспондентам агентства «Фергана.Ру», 20 процентов средств этого ООО, утверждающего сейчас при прямой силовой поддержке властных структур абсолютную монополию на негосударственный телевизионный эфир страны, принадлежит «Национальной ассоциации электронных СМИ» (НАЭСМИ). Остальные 80 процентов принадлежат компании «Terra Group», которой владеет старшая дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова.
Созданная накануне парламентских выборов 2004 года предпринимателем из Самарканда Фирдавсом Абдухаликовым, Национальная ассоциация электронных СМИ (НАЭСМИ) с первых дней своей деятельности продекларировала свою главную цель -монополизацию негосударственных электронных СМИ Узбекистана под лозунгом «борьбы за цивилизованный рынок телевещания» и выполнения страной международных конвенций по соблюдению авторских прав. Однако за ней стояла и более «глобальная» цель власти – поставить под жесткий контроль негосударственные теле и радиостудии, а также многочисленные студии кабельного телевидения, прежде снабжавшие население Узбекистана неподцензурным эфиром зарубежных телеканалов. Поэтому первоочередной задачей стало создание НАЭСМИ так называемой «единой телесети» для распространения «единого национального продукта».
Деятельность ташкентского ННО «Интерньюс», конкурировавшего с НАЭСМИ в вопросах создания региональных телесетей и оказывавшего поддержку в развитии негосударственного вещания, в сентябре 2004 года была приостановлена судебным решением. Региональные и городские студии, не пожелавшие добровольно присоединиться к проекту НАЭСМИ, были принуждены к сотрудничеству под страхом аннулирования их лицензий. А те, кто не сдался, в это же время прекратили вещание. В результате предвыборная кампания 2004 года была надежно застрахована от проникновения в эфир любой информации, не угодной властям, любых выступлений представителей политической оппозиции, любой критики в адрес власти.
В 2005 году очередь дошла до студий кабельного телевидения – последнего, кроме Интернет, источника информации в Узбекистане, не подвластного цензуре. Причем «возможности» НАЭСМИ в ограничении доступа к информации были продемонстрированы узбекистанцам самым наглядным образом во время и после событий 13 мая, когда студия «Камалак-ТВ», входящая в НАЭСМИ, а теперь и в «Узбекистон кабель системалари», по указке властей заблокировала трансляции новостных передач российского телевидения для большинства столичных зрителей. Вместо репортажей российских тележурналистов об Анжижане и Карасу на экранах телевизоров под музыку в стиле «Нью Эйдж» меланхолично плавали аквариумные рыбки.
Лишь отдельные маленькие студии, не входящие в теле сеть НАЭСМИ, продолжали транслировать новости НТВ, ТВЦ или Ren-TV. Произошло это вовсе не из-за того, что студии не подчинились указаниям сверху, а просто потому, что они не обладают техническими возможностями для «фильтрации» сигнала. Теперь это будет исправлено. Согласно договору со студиями, «Узбекистон кабель системалари» укомплектует партнеров необходимой аппаратурой для ретрансляции телесигнала, полученного «главной станцией» НАЭСМИ, подвергнутого цензуре, переданного на «Камалак-ТВ», и уже оттуда распространяемого на периферию.
Пользователям кабельного-ТВ придется даже доплачивать поставщику «лицензированного теле продукта» - «Узбекистон кабель системалари» - 200 сумов ($0,2) в месяц. При этом не берутся в расчет соображения специалистов по технологии, что уже на ступени от «главной станции» до «Камалак-ТВ» качество передаваемого сигнала ухудшается на 40 процентов, а на каждом дальнейшем этапе число помех ретрансляции будет возрастать еще вдвое. Зато рынок телевещания в Узбекистане будет наконец-то «цивилизован», то есть, поставлен под тотальный контроль властей. А ООО «Узбекистон кабель системалари», то есть НАЭСМИ и «Terra Group», смогут получать монопольную прибыль от рекламодателей, автоматически помещая рекламу в прам-тайм каждой студии, возможно, как раз на место вырезанных цензурой телесюжетов.
Еще летом 2004 года руководитель НАЭСМИ Фирдавс Абдухаликов сделал заявление, что «в целях выполнения телевизионным рынком Узбекистана международных конвенций по защите авторских прав» им были заключены лицензионные договора с «самыми популярными российскими телеканалами». На многочисленные просьбы независимых журналистов и самих потенциальных участников «единой теле сети» сообщить, лицензии на ретрансляцию каких именно каналов были закуплены, НАЭСМИ стойко отвечало, что это «коммерческая информация», не подлежащая разглашению. Зато теперь уже известно, какой именно пакет программ собирается преподносить НАЭСМИ телезрителям в качестве монопольного «единого продукта». Оказывается, это всего десять каналов, два из которых просто дублируют передачи государственного телевидения Узбекистана, а остальные не принадлежат к числу самых популярных в России, а зрителям в Ташкенте и вовсе не знакомы.
Итак, огласим список:
1. УзТВ-1
2. УзТВ-2
3. 1 канал - вариант «Всемирная сеть», предназначенный для зрителей за пределами России
4. НТВ - «МИР» для зарубежных зрителей
5. Россия
6. «Культура»
7. «Евроньюс» (под вопросом)
8. «Марказ-ТВ» - телевизионный продукт «Terra Group»
9. ДТВ (вместо Ren-TV, выброшенного из сетки вещания после того, как этот канал попал в немилость президента Узбекистана Ислама Каримова за «необъективное освещение» андижанских событий. Съемочная группа канала даже была выдворена за пределы Узбекистана)
10. Rambler
«Меню» явно не нуждается в детальном комментарии. Смотрите, как говорится, на здоровье. В ухудшенном качестве и за дополнительную оплату. В качестве шутки среди кабельщиков столицы Узбекистана распространилась «версия», что на самом деле Фирдавс Абдухаликов, вовсе не патриот и «цивилизатор» отечественного рынка теле индустрии, каковым он себя сам позиционирует, а глубоко внедренный, но очень плохо законспирированный агент иностранных фирм, специализирующихся по выпуску и продажам дорогостоящих телевизионных тарелок и цифровых дешифраторов.