Путевые заметки: Мраморный город на обочине цивилизации
Фото © Фергана.Ру
Любой житель маленького городка Газган на севере Навоийской области Узбекистана может похвастаться тем, что живет в собственном доме из мрамора. Причем все дома здесь не просто облицованы с фасада декоративной плиткой, а полностью сложены из цельных мраморных глыб или блоков, включая традиционные для Центральной Азии длинные и глухие заборы - дувалы, огораживающие внутренние дворы, а также сараи, загоны для скота и прочие бытовые пристройки.
Источник строительного материала - богатое месторождение в полупустынных предгорьях хребта Нуратау, некогда знаменитое далеко за пределами края. Газганский мрамор 22 цветов и 200 оттенков во времена СССР широко применялся для украшения культурных и административных зданий практически во всех крупных городах, столицах союзных республик и областных центрах. Как бы олицетворявший имперский стиль той эпохи, красочный материал был использован для создания интерьера станций метрополитена в Москве, Петербурге, Киеве, Баку, Харькове, Екатеринбурге, Новосибирске, и конечно, в Ташкенте. Им мостили парапеты на набережных, устилали парадные галереи и облицовывали постаменты памятников вождям.
Сегодня спрос на газганский мрамор на внутреннем и внешнем рынке страны не столь высок, но не потому, что месторождение исчерпало себя или камень стал хуже. Напротив, запасы мрамора в Нуратинском районе, по оценкам геологов, практически неисчерпаемы. И сам минерал продолжает идти в «ход истории», при создании «глянцевого» облика независимого Узбекистана, где мрамором мостят щедро целые площади, взводят монументальные арки и колоннады. Однако недра страны оказалась даже слишком богаты подобным сырьем. На выставке достижений экономики, приуроченной к 14-летию независимости, можно было видеть, что каждая из областей Узбекистана предложила в качестве образцов «ориентированной на экспорт «продукции собственные изделия - плитку, брусчатку, мраморную крошку.
По словам рабочих, добывающих мрамор в карьерах Газгана, их месячный заработок редко превышает 60000 сумов ($60). Газганский мрамор извлекают без применения взрывных работ, а режут вручную пластами, и после распиливают на плитку. Цена одного квадратного метра плитки составляет от 4 до 16 тысяч сумов ($4-16), в зависимости от ее цвета и качества обработки. В России «газганский мрамор» строительные фирмы предлагают по ценам от 60 до 90 рублей за квадратный метр вместе с доставкой. По официальным данным в 2000 году внешнеторговый оборот района был на нуле, а в 2002 составил всего 28,8 тысяч долларов США, несмотря на то, что уже были созданы несколько совместных предприятий с привлечением итальянского и российского капитала.
На 7 мраморных карьерах в пустынной местности занято около 2 тысяч рабочих разной квалификации. Но нехватки рук здесь не ощущается, и рабочие предпочитают держаться за свои места, поскольку окрестности населяет около 80 тысяч человек, из которых чуть меньше половины - в трудоспособном возрасте.
Сам «мраморный город» с виду немноголюден, патриархален и тих. По его улицам не ездят иномарки, чаще мотоциклы или всадники на ослах. Здесь пока нет мобильной связи, и никто даже не слышал про Интернет. Обеспеченность жителей централизованным водоснабжением составляет около 40%, природным газом – около 60%. Говорят, мраморные стены и полы помогают в отсутствии кондиционеров переносить летний зной в окружении голых пространств Кызылкума. Температура воздуха с мая по октябрь здесь нередко поднимается до 46 градусов, и по каменистым холмам, вороша заросли сухой колючки, гуляют горячие ветра пустыни.