Новые сообщения в СМИ говорят о том, что власть в Андижане первой открыла стрельбу
ВЛАСТЬ ПЕРВОЙ ПРОЛИЛА КРОВЬ
В центре внимания мировой общественности остаются события, происходящие в Узбекистане. И хотя официальный Ташкент твердо придерживается своей первоначальной версии о том, что власть применила силу в ответ на силу, и войска стреляли не в мирных жителей, а исключительно в террористов и исламских экстремистов, проливших первую кровь, а общее число жертв – 170 человек, в зарубежных СМИ появляется все больше свидетельств, полностью эти объяснения опровергающих. Так, в субботу корреспондент первого канала шведского государственного телевиденья SVT в Узбекистане Элин Йонсон сообщила, что, по собранным ей сведениям, в одном только Андижане более 3000 тысяч мирных жителей считаются без вести пропавшими. Элин Йонсон, ссылаясь на свидетельства очевидцев, утверждает, что именно власти первыми открыли огонь по мирному населению, собравшемуся на площади Бобура в центре Андижана. Корреспондент шведского телевиденья сообщила также, что из города на военных грузовиках вывозили трупы.
Слова шведской журналистки подтверждает в интервью "НВ" журналистка из Узбекистана Гулендам Артыкова (по ее просьбе мы используем псевдоним). Артыкова, сама очевидец событий, происходивших и происходящих в Андижане, утверждает, что с 13 мая из Андижана, Карасу и Пахтаабада в неизвестном направлении на армейских грузовиках были вывезены более 3500 трупов. Гулендам Артыкова рассказывает о своем видении того, что же случилось в Андижане во время массовой акции протеста против незаконного осуждения группы бизнесменов, обвиненных в причастности к незарегистрированному религиозному движению "Акромия".
Гулендам Артыкова: 2 дня в центре Андижана проходил стихийный митинг, 12-го мая после обеда к участникам вышли представители городских властей, прокуроры Андижана и Андижанской области, ряд руководителей городского и областного управлений МВД. Народ все стекался к площади. Лидер акромийцев Шарипжан Шакиров требовал пересмотра уголовных дел в отношении 23 осужденных. Затем выступили прокурор области, несколько судей. Они говорили, что пересмотра можно добиться только через Верховный суд Узбекистана, по кассационной жалобе прокурора области, направленной в Верховный суд. Далее инициативой овладели люди из толпы, они говорили о том, что у них конфисковали землю, что государство разрушает их фермерские хозяйства. Люди требовали возвращения их имущества. Оружия у людей в руках не было. Только табельное оружие у милиции, которой было много в толпе. В конце дня, ближе к вечеру, к толпе вышли представители СНБ. Они были одеты в гражданское, но в касках, с бронежилетами, и были вооружены автоматами. Их было несколько человек. Люди узнали в них местных сотрудников СНБ. Они кричали в мегафон, чтобы толпа расходилась, что они не допустят парализации движения в центре. И потом вдруг начали стрелять по толпе. Но людей было очень много, и со всех сторон на тех, кто открыл огонь, стали надвигаться люди, кидать камни. Толпа в темноте стала их окружать. Снбшники отошли к зданию городского управления СНБ и оттуда по толпе вновь открыли огонь. Тогда толпа хлынула в сторону УВД, но и оттуда по людям открыли огонь. Толпа, состоявшая из нескольких тысяч человек, раскололась. Одна из групп бросилась к зданию СИЗО и тюрьмы, обезоружила охрану и освободила заключенных. Уже вооруженные, люди пошли к расположению милицейского батальона. Милиционеры сопротивления не оказали и арсенал оружия разошелся по рукам. Но тут прямо по людям отрыла шквальный огонь подоспевшая армейская колонна. Стреляли отовсюду, с деревьев, с крыш домов… Часть людей спряталась в здании городской администрации, но спецподразделение, подошедшее к зданию, этих людей расстреляло. Там были убиты много женщин и детей, а также погибли несколько руководителей силовых структур, которые приняли участие в митинге. Был убит и Шарипжан Шакиров.
Гулендам Артыкова сообщает также, что и сейчас власти продолжают уничтожать свидетелей и участников этих событий. Около 700 безоружных людей были застрелены во время прочесывания местности в районах Андижана, Пахтаабада, Карасу. Трупы вывозятся в неизвестном направлении. Власти утверждают, что проводят оперативно-розыскные мероприятия в поисках преступников, освобожденных из тюрьмы в ночь с 12 на 13 мая.
В то же время источник "НВ" в спецслужбах Узбекистана сообщил, что многие заключенные, возвращавшиеся в тюрьму андижанского СИЗО, были отправлены властями по домам под подписку о невыезде.