По данным «Немецкой волны», первыми в пикетчиков возле суда над «акромистами» начали стрелять провокаторы из спецслужб
КТО НАЧАЛ СТРЕЛЯТЬ В АНДИЖАНЕ?
Генеральный прокурор республики Рашид Кадыров заявил во вторник, что в результате событий в Андижане в общей сложности погибли 169 человек. Эти данные существенно превышают те, которые официальный Ташкент приводил еще несколько дней назад, и очень сильно разнятся с теми цифрами, которые называют правозащитники, журналисты, очевидцы событий. Так, российское информационное агентство "Интерфакс" передает слова председателя общества защиты прав человека Узбекистана Талиба Якубова: "Точную цифру погибших сейчас не может назвать никто, в основном говорят о более, чем 500 погибших и 2000 раненных в Андижане. Еще 200 человек погибли, по утверждению Якубова, в ходе беспорядков в городе Пахтааб. Информационное агентство "Рейтер", ссылаясь на очевидцев событий, говорит о сотнях расстрелянных узбекскими военными людей, включая женщин и детей. Очевидец событий, корреспондент Британского института по освещению войны и мира Галима Бухарбаева в американском журнале "Wall Street Journal" пишет: "В Ташкенте президент Ислам Каримов отрицал, что войска первыми открыли огонь по демонстрантам, и объявил: "Мы не стреляем по женщинам и детям". Однако по словам патологоанатома, с которым я говорила, 500 трупов лежало в школе №15 в Старом городе. Среди них были женщины и дети".
Как пишет "Рейтер", "восстание в Андижане, спровоцированное судебным процессом над 23 предпринимателями-мусульманами и охарактеризованное президентом Исламом Каримовым как выступление исламских экстремистов, стало наиболее кровавой главой в постсоветской истории Узбекистана. Однако что же произошло в Андижане? Верна ли версия властей о том, что в пролитой крови в первую очередь виноваты исламские экстремисты? Как говорит в интервью "НВ" глава немецкого общества по содействию демократии в Центральной Азии Михаэль Лаубш, на Западе информацию, приходящую из республики, уже оценивают иначе.
МЛ: Когда произошли первые события в Узбекистане и особенно в Андижане, в западных СМИ они вызвали определенную растерянность. Но, я думаю, постепенно западная пресса уже более-менее хорошо проинформирована о происходящем, тем более что ряд журналистов, в том числе, корреспондент "Neue Z?richer Zeitung" сам был на месте событий, в Андижане, и сообщал об этом. Cобрали сведения и неправительственные организации. Так, во вторник, специализирующаяся на проблемах Центральной Азии неправительственная организация "Eurasia Transition Group" (ЕТГ) со штаб-квартирой в Вене распространила достаточно подробный документ о том, как протекал конфликт в Андижане. Согласно изложенным там фактам, полученным из Узбекистана, версия Каримова, практически поддержанная официальным Кремлем и состоящая в том, что восставшие – это исламские экстремисты, связанные с талибами и с "Хизб-ут-Тахриром", не выдерживает критики. На самом деле это в первую очередь обычное население, в течение многих лет находящееся в крайне бедственном экономическом положении. Согласно ЕТГ, это население вышло на мирные акции протеста, причем местное андижанское руководство вступило с протестующими в переговоры, однако из Ташкента андижанские спецслужбы получили указание насильственно эти акции пресечь. В регион были направлены спецчасти, имевшие указание применять силу. Источник сообщает, что власть сперва прицельно открыла стрельбу по толпе, и уже потом люди решились на штурм тюрьмы, где томились их родственники, вовсе не являвшиеся исламскими экстремистами – это были люди, которых можно охарактеризовать как нормальных оппозиционных власти деятелей. Руководство тюрьмы не оказывало сопротивления, и заключенные были выпущены на свободу, среди охраны жертв не было. Сейчас видно, что Каримов первым развязал насилие. Корреспондентка Британского института по освещению войны и мира совершенно ясно сообщает, что каримовские спецслужбы откровенно стреляли в демонстрантов, в женщин и детей. Я надеюсь, что поскольку во вторник в регион отправилась делегация Еврокопарламента, которая будет в течение трех дней там работать, они смогут составить представление о том, что происходит там в тесном взаимодействии с западными дипломатическими миссиями, с ОБСЕ, а затем выступят с соответствующим заявлением. Насколько я знаю, Великобритания, Германия, Франция высказали совершенно ясную критику в адрес Каримова. Однако есть опасения, что это не окажет влияния на президента Узбекистана и он, наоборот, критику со стороны Запада использует как повод для того, чтобы еще круче обойтись с протестующим населением на востоке Узбекистана. На сегодняшний день положение выглядит удручающим. По информации на вторник власти проводят массовые аресты, спецслужбы ищут людей, которые были зафиксированы на отснятых ими во время массовых протестов видеопленках. Эту ситуацию совершенно неправомочно сравнивать с событиями, которые два месяца назад происходили в Киргизии.
* * *
Слова Михаэля Лаубша о том, что насилие в Андижане начали власти, подтверждает в интервью "НВ" глава партии свободных крестьян в Узбекистане Нигора Хидоятова:
НХ: Открыли огонь военные, армия открыла огонь по мирной демонстрации. Потом демонстранты стали разбегаться, а солдаты стали догонять и отстреливать мирных граждан. Очень многие молодые люди получили пули в затылок, люди которые просто выходили за хлебом и не участвовали в демонстрации.
* * *
И в заключение сегодняшнего выпуска еще одна цитата. Российская пресса приводит слова президента Фонда востоковедческих исследований Сергея Лузянина:
"Формально власти говорят о попытке исламского переворота. Хотя на самом деле Каримов прекрасно понимает, что здесь речь идет не только о радикальном исламизме, хотя участие отдельных исламских элементов в событиях, к сожалению, исключать не приходится. Однако это отдельные "вкрапления" в светский протест".