МВД Узбекистана официально опровергло информацию о готовящихся репрессиях против независимых журналистов
ЗНАКОВАЯ ВСТРЕЧА
МВД Узбекистана официально опровергло информацию о готовящихся репрессиях против независимых журналистов
15 апреля Руководство Министерства внутренних дел Узбекистана пригласило на пресс-конференцию представителей зарубежных и независимых СМИ с целью официально опровергнуть распространенную через Интернет информацию "Сафара Абдуллаева" о том, что МВД запланировало провести плановые репрессии против инакомыслящих журналистов.
Поводом для этой встречи послужило открытое письмо министру внутренних дел Узбекистана Закиру Алматову, направленное сотрудниками местного представительства Института по освещению войны и мира (IWPR - Institute for World and Peace Reporting), фамилии которых фигурировали в списке лиц, подлежащих репрессиям. Данный список был опубликован в марте-апреле текущего года на сайте Centrasia.org в цикле статей "Секретные материалы Узбекистана".
Автор публикации утверждал, что неугодные политическому режиму оппозиционеры, журналисты и правозащитники в ближайшее время могут подвергнутья со стороны силовых структур провокациям, покушениям, арестам, тюремному заключению, помещению в психиатрические клиники или насильственной высылке из страны.
От имени МВД Узбекистана эту информацию опроверг заместитель министра Алишер Шарафутдинов, до недавнего времени занимавший должность начальника главного следственного управления.
- Информация о существовании каких-либо секретных приказов или списков для плановых репрессий является полным абсурдом, - заявил он. - Ничего подобного не было, нет, и не будет. Главной задачей министерства внутренних дел является борьба с преступностью. Те планы, которые мы создаем для борьбы за предотвращение уголовных правонарушений, не включают привлечение каких-либо конкретных лиц к уголовной ответственности. Журналисты, обратившиеся с открытым письмом к руководству МВД, могут не беспокоиться. Никаких заведомых намерений в отношении них у нас нет.
Алишер Шарафутдинов так же пообещал сделать деятельность МВД Узбекистана более открытой для освещения независимых СМИ и пригласил журналистов к дальнейшему диалогу и конструктивному сотрудничеству.
* * *
А вот как комментирует сегодняшнюю встречу независимый ташкентский журналист Сергей Ежков, чья фамилия также была «черном списке» (фрагмент публикации сайта "Арена"):
Это, так сказать, фабула события, однако она позволяет сделать некоторые наблюдения и кое о чем поразмышлять.
Абсурдность самой вероятности существования документа, в котором перечислены имена журналистов, подлежащих уничтожению, равно как и абсурдность всей серии публикаций о планируемых МВД репрессиях, была очевидна изначально. В этой связи трудно не согласиться с заместителем министра внутренних дел Алишером Шарафутдиновым, который резонно заметил, что человек, осмелившийся или решившийся подписать подобный приказ, должен был понимать, что подписывает приговор себе, а не кому-то иному.
И все же, часть репортеров поверила в подлинность документа или сделала вид, что поверила. Скорее, сделала вид, используя ситуацию для удовлетворения своих профессиональных интересов и профессиональных потребностей. В частности, получила конкретную возможность встретиться с неохотно идущими на контакт высокопоставленными и действительно крайне занятыми милицейскими чинами.
Получили пришедшие на встречу журналисты и возможность открыто поговорить о том, что их лично волнует, с какими фактами произвола сотрудников правоохранительной системы они сталкиваются, работая не только в столице республики, но и на окраинах страны.
Однако полезность и целесообразность беседы лицом к лицу была даже не в этом. Главным и основным результатом встречи стала оперативная реакция МВД на информацию, появившуюся не в местной периодике, а той, что традиционно принято считать виртуальной.
Прежде подобного не наблюдалось, как не наблюдалось и заинтересованности МВД в контактах с представителями масс-медиа, пусть и нелицеприятно высказывающихся о событиях в Узбекистане. Состоявшимся диалогом довольны обе стороны. Тем более, и милиция, и журналисты выразили готовность к сотрудничеству, если это идет на пользу демократическим преобразованиям.
Есть и еще один положительный момент встречи. Например, нелюбимые властью журналисты еще раз убедились в том, что отнюдь не все их коллеги распространяют достоверную информацию. А раз так, значит, и те, кто посчитал, будто попал в списки на уничтожение, более взвешенно и беспристрастно будут относиться к своему публичному слову.
Единственное, что так и осталось за рамками диалога, так это неизвестный широкой публике автор, распространивший серию публикаций о готовящихся в Узбекистане репрессиях. Настоящего имени (не псевдонима) его не знали ни те, кто стал опасаться за собственную безопасность, ни те, кто якобы и должен был нейтрализовать полтора десятка репортеров и правозащитников.
Впрочем, это журналистов, уже не интересовало. Весна все-таки, и хочется думать только о хорошем…