Роза Отунбаева: Слухи о размещении американской военной базы в Оше - абсолютный бред
"У РЕЖИМОВ, СТРЕМЯЩИХСЯ ОСТАТЬСЯ У ВЛАСТИ СВЕРХ ОТВЕДЕННОГО КОНСТИТУЦИЕЙ СРОКА, НЕТ БУДУЩЕГО"
Вчера закончился двухдневный рабочий визит в Москву и.о. министра иностранных дел Киргизии Розы Отунбаевой. Она встретилась с главой МИД России Сергеем Лавровым, секретарем Совбеза Игорем Ивановым, спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым, генеральным секретарем Организации Договора о коллективной безопасности СНГ Николаем Бордюжей, главами иностранных дипмиссий в Москве. Перед отъездом на родину Роза ОТУНБАЕВА ответила на вопросы обозревателя "Времени новостей" Аркадия ДУБНОВА.
- Г-жа Отунбаева, ваш визит в Москву - это первый визит представителя нового киргизского руководства за рубеж. Такая география не случайна?
- На фоне замешательства и даже шока в связи с народной революцией в Кыргызстане особенно отчетливо прозвучали слова президента России Владимира Путина, что к власти в республике пришли люди, которых "мы знаем", которые немало сделали для дружбы России и Кыргызстана в постсоветских условиях. Это было для нас реальной поддержкой. После этих слов было немало теплых звонков из Москвы с предложениями помощи. Такая реакция оказалась позитивным сигналом и для всех наших партнеров по СНГ. Я очень рада, что первый визит состоялся именно в Россию. Это ясный и позитивный сигнал, что в Кыргызстане произошли объективные перемены, которые не должны никого отпугивать.
- Когда можно ожидать официального признания Россией новой власти в Бишкеке? Не раньше чем пройдут президентские выборы?
- Да нас признали уже! У нас есть легитимный парламент, и это подтвердили уже в Москве. Да и я, пусть даже и.о. министра иностранных дел, получила официальное приглашение прибыть сюда с рабочим визитом.
- Адекватно ли, на ваш взгляд, ваши российские собеседники представляют ситуацию в республике?
- Я не почувствовала особого дефицита информации. Российское посольство в Бишкеке информировало об обстановке в Кыргызстане, здесь знали основных действующих лиц, понятна была и направленность нашей политики. Я убедилась, что с нами ведут дела как со старыми добрыми партнерами. Москву беспокоят такие острые вопросы, как реформа СНГ, ОБСЕ, и у нас тут есть точки соприкосновения. Я со своей стороны информировала о событиях в республике и постаралась ясно объяснить, что приоритетами киргизской внешней политики остаются отношения с Россией. Но мы находимся на таком этапе развития, когда обязаны отвечать на призывы жить нуждами народа. Надо понять, что для тех режимов, которые хотели бы продлить свое существование дольше конституционных сроков, будущего больше не существует.
- Появилось ли в московских коридорах власти понимание того, что необходимо работать в странах СНГ не только с руководством, но и с оппозицией, поскольку смена правящих элит неизбежна?
- В России переходят на западные, демократические стандарты отношений. Во-первых, Россия не вмешивалась в наши события. Во-вторых, разные представители киргизской оппозиции приезжали в Москву в декабре, январе, феврале. Они передавали российской стороне, что мы свою судьбу сами решим, что мы бы не хотели повторения у нас украинского варианта, особенно с поддержкой правящей верхушки. Этот сигнал дошел до российской стороны или она уже была готова к нему. Это очень важно. В те дни, когда я еще была в оппозиции, Владимир Путин сказал президенту Украины Ющенко, что мы работаем в СНГ только с официальным руководством. И в то же время секретарь Совбеза России Игорь Иванов, встречаясь с киргизскими журналистами, заметил, что он встречался с Бакиевым, бывшим тогда лидером нашей оппозиции, и не видит в этом ничего предосудительного. Мне кажется, что Кыргызстан стал той лакмусовой бумажкой, которая проявила новый стандарт цивилизованных отношений России с партнерами.
- И следующим этапом станет официальное сообщение, что такой-то представитель российского руководства встретился с лидером оппозиции такой-то страны...
- Да, надеюсь.
- Возможно, оценки российского руководства в этом смысле действительно меняются. А вот, к примеру, президент Казахстана заявил 31 марта, что "события в Кыргызстане были ошибкой"...
- Мне трудно комментировать заявление г-на Назарбаева, но надеюсь, что оно не скажется на казахстано-киргизских отношениях.
- В дипломатических кругах распространяются слухи о готовности нового руководства Киргизии предоставить США еще одну военную базу в Оше.
- Абсолютный бред.
- А денонсация пограничного договора между Киргизией и Китаем?
- Ничего подобного мы не собираемся делать. Наоборот, мы подтверждаем полную приверженность условиям этого договора.
- Киргизская делегация приедет в Москву на празднование 60-летия Победы над фашизмом?
- И.о. президента Курманбек Бакиев получил приглашение. Он примет участие и в рабочем, "без галстуков" саммите СНГ.
- В Москве не выражают беспокойства относительно возможного усиления прозападной ориентации Киргизии с приходом нового руководства?
- Да нет ничего подобного. Никакие наши действия не могут быть основанием к такому беспокойству.
- А уже начавшаяся смена послов Киргизии за границей, к примеру в США, что это означает?
- Новыми послами станут те, кто внес существенный вклад в развитие демократии в республике, несмотря на преследования, которым подвергались при прежнем режиме. И это не обязательно будут профессиональные дипломаты. Мы должны защищать свою революцию, нам нужно рассказывать об изменениях в Киргизии.
- У вас хватит людей на это?
- Такие люди есть. Кроме того, мы призываем вернуться на родину тех молодых киргизстанцев, кто получил образование на Западе, в России. Мы надеемся на их патриотизм в это трудное для республики время.
- Вы собираетесь баллотироваться в президенты на предстоящих 10 июля выборах?
- Зачем? У нас и так более чем достаточно претендентов, до десяти человек. Хотя понятно, что есть только два главных номинанта (Курманбек Бакиев и Феликс Кулов. - Ред.), но остальные, хотя бы в первом туре, захотят заявить о себе - кто в целях самозащиты, а кто для дальнейшей политической раскрутки. Главное в этой борьбе не нарушить баланс между севером и югом страны.