Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

За спокойствием на афгано-туркменской границе, похожим на дремоту, кроется хорошо организованный и беспрепятственно действующий наркотрафик

07.04.2005 08:03 msk, Андрей Вольнов

В последние годы государства Центральной Азии получают изрядную международную техническую помощь для перевооружения спецслужб, занятых борьбой с незаконным наркооборотом. Однако рассчитывать, что в данном регионе будет создан серьезный заслон наркопотоку, двигающемуся в Россию и Европу, пока не приходится.

В Казахстане, например, где все последние годы число потребителей наркотиков росло, а количество наркозависимых достигло уже полумиллиона, раздается все больше голосов, утверждающих, что государственная программа по борьбе с наркоманией провалилась. Наркотики можно купить в любой подворотне, в школах, в институтах. Видя, что попытки избавиться от захлестнувшей страну страшной волны продолжают оставаться малоэффективными, председатель Комитета по борьбе с наркоманией и наркобизнесом при Минюсте Казахстана Сериккали Муканов выступил с предложением ввести для распространителей наркотиков смертную казнь. Прецеденты столь сурового наказания за подобные преступления в мире есть. В Китае, например, выносят смертный приговор с конфискацией имущества за 50 граммов героина. В Сингапуре расстрел можно получить за провоз 15 граммов героина, 30 граммов морфия или 500 граммов марихуаны. Сторонники ужесточения борьбы с наркотиками в Казахстане утверждают, что только так нужно бороться против преступлений, которые не только убивают несчастных жертв наркотического пристрастия, но и угрожают генофонду всей нации.

Несколько иначе (мягко говоря) смотрят на меру ответственности производителей и распространителей наркотиков, особенно относящихся к категории т.н. "легких", в Туркменистане. В державе Туркменбаши, как впрочем и во всех других государствах Центральной Азии, разумеется, создан национальный орган по "координации контроля за наркотиками". Правительство даже приступило к созданию в Ашхабаде специальных клиник, в которых наркоманам может быть предоставлено бесплатное лечение.

Однако, даже наблюдая за стойкой тенденцией роста наркомании в Туркменистане, официальные лица, представляющие страну на различных международных конференциях и форумах, пытаются найти если не оправдания, то по крайней мере, "смягчающие обстоятельства" преступления, совершаемого афганскими наркопроизводителями и их "деловыми партнерами". В частности, Туркменистан просит "принять во внимание", что афганцев на это преступление толкает "исключительно крайняя нужда и общее обнищание страны". При всем понимании сложности экономической ситуации в Афганистане никакое оправдание незаконного наркооборота мировым сообществом быть принято не может. Производство и распространение веществ, которые становятся причиной смерти их потребителей, не должны рассматриваться иначе как циничные и преступные. И эта точка зрения неоднократно высказывалась оппонентами позиции Туркменистана.

Распространенные в Туркменистане (как и в других странах Центральной Азии) традиции использовать анашу в "лечебных целях" (против простуды и кашля), а также в качестве средства, повышающего потенцию, несомненно мешают борьбе против наркотиков. Более того, местных сторонников этой борьбы поставили в тупик произнесенные (а потом обнародованные в местной печати) слова президента Туркменистана Сапармурата Ниязова о том, что "опий помогает в общении с женщиной". Подобное в устах туркменского лидера может восприниматься не иначе как реклама...

Туркменский наркотрафик, конечно же, имеет афганское происхождение, а территория Туркмении - один из каналов для дальнейшей транспортировки "белой смерти" в Россию. По некоторым данным, объемы опия и героина, завозимых в Туркменистан контрабандным путем из Афганистана, сопоставимы с теми, что поступают в Таджикистан. Однако туркменско-афганская граница все эти годы оставалась самой спокойной. Как при талибах, так и после их ухода. В Ашхабаде объясняли это "добрососедскими отношениями с афганским правительством". Однако за этим т.н. "спокойствием" на границе, похожим на дремоту, кроется хорошо организованный и беспрепятственно действующий наркотрафик. Туркменистан словно не замечал, что соседний Иран (тоже активно используемый наркомафией в качестве транзитного государства) демонстрировал пример активного противостояния этому злу. За десять лет в столкновениях с афганскими контрабандистами на ирано-афганской границе погибли почти 3 тысячи сотрудников правоохранительных органов Ирана. Туркмении такое жесткое противостояние казалось излишним. Гораздо проще и выгоднее оказалось договориться с соседями и, вместо того, чтобы бороться с потоками наркоты, "контролировать" их.

Один из маршрутов, по которому из Туркменистана наркотики попадают в Россию, - паромная переправа через Каспий до Астрахани. Согласно данным, обнародованным Астраханским УФСБ, если раньше местный черный наркорынок предлагал покупателям в основном опий и "легкие" наркотики, то с 1997 года здесь наблюдается неуклонное внедрение на рынок героина, поставляемого с территории Туркмении.