Инвестиции в текстильную промышленность. - Лучший фермер получил призовой трактор. - Мяса в колбасе нет, а мука не годится для выпечки
На минувшей неделе русскоязычная пресса Узбекистана ни словом не упомянула о трагических событиях 28 марта – 1 апреля прошлого года, когда в Ташкенте и Бухаре погремела серия взрывов, организованных террористами-смертниками и унесших жизни десятков людей. В стороне от внимания журналистов остались и современные политические страсти - массовые волнения фермеров в Джизакской области, вспыхнувшие во вторник 29 марта, и не без труда утихомиренные властями лишь к выходным.
Ведущими темами для газет стали итоги конкурса «Ташаббус-2005», получение авиазаводом «ТАПОиЧ» сертификата качества международного образца и презентация Программы привлечения инвестиций в текстильную отрасль промышленности. Обратили на себя внимание обзоры отдельных позиций пищевого рынка страны. Интересными оказались и данные двух социологических опросов, опубликованные Центром изучения общественного мнения «Ижтимоний фикр».
Повышенное внимание официальной прессы к результатам ежегодного конкурса предпринимателей, ремесленников и фермеров «Ташаббус-2005» было обусловлено, в частности, тем, что этот конкурс является практически единственным в сфере малого и среднего бизнеса, причем проводится с завидным постоянством с 1996. Всю неделю правительственные и независимые издания подробно рассказывали на своих страницах об итогах районных и областных этапов «Ташаббуса», 45 победителей которых получили право на участие в финальном этапе, состоявшемся 31 марта в ташкентском дворце «Туркистон». Помимо традиционного определения победителей по трем основным номинациям: «Лучший предприниматель», «Лучший фермер» и «Лучший ремесленник» в финале конкурса были награждены поощрительными призами лучшие участники по дополнительным номинациям: «Лучшая женщина-предприниматель», «Самый молодой предприниматель», «Самый эффективный проект», «За лучший экспорт продукции», «За внедрение современной технологии», «За лучший продукт», «Лучший журналист», «Лучший тележурналист», «Лучший преподаватель по бизнес образованию», «Лучший проект, реализованный студентами», «Моя страна – моя гордость», «Лучшее финансовое учреждение» и др.
Наибольшей обстоятельностью в освещении финала конкурса отличились газеты «Вечерний Ташкент» и еженедельник «Бизнес Вестник Востока», рассказавшие своим читателям о десятилетней истории существования «Ташаббуса», правилах участия и критериях оценки во всех 18 номинациях. При оценке итогов хозяйственной деятельности участников, как выяснилось, были учтены коэффициент платежеспособности предприятия, достаточность его оборотных средств и коэффициент финансовой независимости. Кроме того, были начислены дополнительные баллов за производство импортозамещающей и ориентированной на экспорт продукции, а так же за создание новых рабочих мест, применение современных инновационных технологий и участие в международных выставках.
По итогам конкурса «Ташаббус-2005» лучший фермер Узбекистана Бахрон Дилов из Сурхандарьинской области получил призовой трактор, а лучшему предпринимателю Хайрулло Зиябаеву из Намангана, производящему спортинвентарь для школ, спортклубов и тренажерных залов, и лучшему ремесленнику Тургунбою Мирзаахмедову из Маргилана, выпускающему национальные ткани, были вручены «крупные денежные вознаграждения на приобретение современного технологического оборудования».
Другим событием, получившим широкое освещение в прессе Узбекистана, стало получение Ташкентским авиационным производственным объединением имени Чкалова (ТАПОиЧ) международного сертификата качества. Представители международной аудиторской компании «RWTUV» (Германия) провели сертификационный аудит соответствия системы ГАО ТАПОиЧ требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000. Итогом проверки было вручение 28 марта сертификата на производство, ремонт и техническое обслуживание самолетов Ил-76, Ил-114 и их модификаций. Ранее действующая система качества ГАО ТАПОиЧ соответствовала требованиям стандарта ИСО 9000:1994. Но с введением в конце 2003 года нового международного стандарта потребовалось привести в соответствие с ним нормативную документацию завода.
Получение нового трехгодичного сертификата, по мнению журналистов, открывает авиационному гиганту в Ташкенте большие перспективы для международного сотрудничества. По сообщению газеты «Народное слово» за 29 марта, «работы в 2005 году у ташкентских авиастроителей хватает. В частности, в рамках проекта по производству «Ил-114-100» в дополнение к уже установленным двигателям Pratt&Whitney Canada с навешанными винтами Hamilton Sundstrand предусмотрены установка современного комплекса авионики Rockwell Collins и усовершенствование интерьера пассажирского салона». Кроме того, оформлен опцион на поставку 15 модернизированных самолетов серии Ил-76 для авиакомпании «Волга-Днепр». Наряду с выпуском новых самолетов в нынешнем году усилия коллектива будут направлены и на совершенствование послепродажной поддержки, включая формирование центров обслуживания в местах базирования самолетов, изготовленных в Ташкенте».
Хочется верить, что период спада производства, вызванный разрывом экономических связей после распада СССР, вскоре останется позади. И авиационный завод в Ташкенте, по сведениям независимых и зарубежных СМИ переживающий сейчас тяжелейший кризис, сможет вернуть себе былую славу.
Пресса Узбекистана также подробно рассказала о презентации новой «Программы мер государственной поддержки по привлечению инвестиций в текстильную промышленность на 2005-2008 гг.», состоявшейся 30 марта в Ташкенте. Как сообщила газета «Правда Востока», «В легкой промышленности трудится треть всех работников, занятых в промышленном производстве страны. Ее доля в объеме промышленного производства превышает 20 процентов, а в производстве потребительских товаров – 50 процентов». В принятом в январе текущего года Постановлении КабМина республики «О мерах по привлечению инвестиций в текстильную отрасль республики», на 2005-2008 гг. предусмотрены 94 проекта по модернизации действующих и созданию новых производств в текстильной и швейной промышленности общей стоимостью 1,2 миллиарда долларов США».
В качестве основных целей государственной Программы были указаны: удовлетворение спроса населения на товары текстильной промышленности, создание новых рабочих мест, а также увеличение стоимости экспорта. Цели более чем благородные. Но вот о благородстве средств их достижения можно поспорить.
Согласно официальным публикациям, «Эксперты «Узбекенгилсаноат» проанализировали стоимость рабочей силы в текстильном производстве ряда стран. В Европе она составляет примерно 21-35 долларов в час, в США – примерно 16 долларов, в Южной Корее – 7,1 доллара. В Польше каждый работник текстильного производства зарабатывает в среднем 3,8 доллара в час, в Турции – 2,88, в Индии – 0,67, в Китае – 0,48, Пакистане – 0,37, в Узбекистане – 0,22 доллара. По мнению экспертов, недорогая и при этом достаточно высококвалифицированная рабочая сила «делает конкурентоспособной текстильную продукцию, производимую в Узбекистане». Несложная математика позволяет просчитать среднюю месячную зарплату работника текстильной отрасли Узбекистана, которая составляет, исходя из почасовой оплаты, меньше 40 долларов США. Удивительно, что такие низкие показатели оплаты труда, особенно в сравнении с другими странами, не считаются позором для отрасли и всей страны, а, напротив - выставляются в качестве одного из основных преимуществ. Хотя в числе факторов, снижающих себестоимость, была упомянута и доступность электроэнергии, возникает серьезное беспокойство, как бы текстильщики Узбекистана, при таком «государственном подходе к их труду» не превратились бы в ближайшем будущем в «рабскую силу», если властям предержащим потребуется дополнительно сократить издержки текстильного производства.
Программа государственной поддержки текстильной промышленности включает в себя предоставление определенных льгот предприятиям отрасли. В частности, освобождение до 1 января 2009 года производственных предприятий с иностранными инвестициями, специализирующихся на выпуске готовой одежды, от уплаты всех видов налогов и сборов, кроме НДС, и от уплаты импортных таможенных пошлин на ввозимые химикаты, красители, фурнитуру и аксессуары. И еще одна серьезная преференция - 15-процентная скидка со стоимости закупаемого за валюту по цене Ливерпульской хлопковой биржи хлопкового волокна. Предоставив эти и другие льготы, правительство Узбекистана предъявляет и определенные требования к предприятиям с иностранными инвестициями текстильной отрасли. Наиболее важное из них – «стоимость произведенной продукции, реализуемой на внутреннем и внешнем рынках, должна быть не менее 1 к 4. То есть 1 килограмм хлопкового волокна стоимостью в 1 доллар должен материализоваться на новых и модернизированных текстильных предприятиях в швейные и трикотажные изделия стоимостью не менее 4 долларов». На этом фоне обозначенная стоимость рабочей силы выступает еще более резким контрастом. Комментарии тут, как говорится, излишни…
Еженедельник «Зеркало XXI» на своих страницах поднял проблему современного состояния мясной промышленности Узбекистана. Один из старожилов некогда процветающего мясокомбината открыл журналистке Ферузе Хашимхановой «секрет» современного изготовления колбасных изделий: «На вид они, как будто, аппетитные. Но и вы, и я, знаем, какова их «начинка» - мясом тут не пахнет даже отдаленно. Да и как будет «пахнуть», если цена 1 кг. мяса без костей составляет около 3000 сумов, а стоимость 1 кг. готовой вареной колбасы – в пределах 1800-2000 сумов…»
С нескрываемой ностальгией, вспоминая прежние времена гигантского мясокомбината, крупнейшего во всей Средней Азии, «мясных дел мастер» посетовал журналисту на нечистоплотность хозяев частных скотобоен, которые забивают больных животных и отправляют их мясо на базар. Ответственности при этом не несет никто, да и в случае поимки всегда можно «договориться» с проверяющим. В заключение автор статьи и его собеседники сошлись во мнении, что для того, чтобы у недобросовестных дельцов отпало желание «мухлевать» с мясом, и чтобы было, с кого спросить, нужно срочно менять налоговый климат и совершенствовать законодательство.
Газеты «Правда Востока» 31 марта опубликовала официальное сообщение Товарно-сырьевой биржи о том, что, начиная с 11 февраля текущего года «значительные объемы пшеничной муки стали выставляться на свободную продажу через открытые биржевые торги на УзРТСБ». «Анализ биржевого рынка пшеничной муки местного производства показал, что наиболее используемой как населением, так и хлебопекарными, макаронными и кондитерскими промышленными предприятиями, является мука 1 сорта, доля реализации которой в структуре общего объема продаж составила более 98%. – говорится в сообщении. А низкий спрос на муку высшего сорта был объяснен объясняется авторами обзора тем, «что стартовая цена на него находится в большом отрыве от цены на муку первого сорта, качество которой вполне удовлетворяет потребности массового потребителя».
Если по поводу цен с аналитиками УзРТСБ можно согласиться, то вопрос качества кажется весьма спорным. По мнению большинства потребителей, качество местной муки 1 сорта, производимой в Узбекистане, не удовлетворяет ни промышленных, ни бытовых нужд. Буханку, выпеченную из местной муки, уже на следующий день невозможно есть из-за появления специфического запаха, очерствения, а часто и признаков плесени. Производители хлеба, разумеется, закупают местную муку из-за ее относительной дешевизны. Но для того, чтобы улучшить качество хлебной продукции, они вынуждены смешивать ее с мукой, привезенной из Казахстана. Хозяйки же для домашних нужд и частные лепешечные цеха стараются закупать только казахскую муку, более дорогую, но годную для выпечки настоящего белого хлеба и так любимых всеми в Узбекистане лепешек.
Не секрет, что природно-климатические условия Узбекистана не позволяют выращивать здесь пшеницу более качественных сортов. Так не лучше ли, чем добиваться любой ценой «зерновой независимости», использовать земельные угодья для посева других культур, лучше адаптированных к местным климатическим условиям?.. Об этом, наверное, могли бы поспорить на страницах прессы ученые и экономисты, если бы это было позволено. Но еще лучше, на наш взгляд, было бы предоставить узбекским дехканам и фермерам долгожданное и заслуженное право самим решать какие культуры и в каком количестве выращивать на полях, ориентируясь на реальные потребности рынка.
Большой интерес, на наш взгляд, представляют официальные данные двух социологических опросов Центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», обнародованные в прессе Узбекистана на прошедшей неделе. Так газета «Молодежь Узбекистана» 31 марта опубликовала результаты исследований, выявивших основные проблемы молодежи. Оказывается, более половины из 1504 опрошенных парней и девушек в возрасте 14-30 лет больше всего обеспокоены своим трудоустройством. «Поэтому юноши и девушки так ценят качественное образование, которое дает больше шансов устроиться на высокооплачиваемую и престижную работу», - сделал из этого вывод корреспондент «Молодежи Узбекистана».
А еженедельник «Новости Узбекистана» 1 апреля опубликовал данные другого социологического опроса, проведенного «Ижтимоий фикр» совместно с Фондом имени Фридриха Эберта среди женского населения страны. Как выяснилось из публикации, этот опрос был проведен еще в сентябре 2003 года в Ташкенте, Бухарской, Кашкадарьинской, Самаркандской, Ферганской и Хорезмской областях. 93,2% опрошенных составили узбечки, 2,9% - представительницы среднеазиатских национальностей, 1,6% - славянки и 2,3% - другие национальности.
В результате выяснилось, что каждая вторая работающая женщина в Узбекистане совершенно не интересуется вопросами своего карьерного роста. Основными причинами безразличия к карьере были названы реальные трудности в ее достижении, а именно отсутствие высшего образования, дискриминация по половому признаку и «семейные обстоятельства». На прямой вопрос социологов: «Должна ли женщина работать?» 18 процентов узбекских женщин вообще ответили отрицательно.
Неожиданным оказался результат, показавший, что в городских семьях гораздо чаще (33,6%), чем в сельских (24,8%) придерживаются мнения, что женщина не должна работать. Хотя, казалось бы, эмансипация должна была в большей степени коснуться горожанок. Журналисты предположили, что подобное распределение мнений вызвано, скорее всего, разницей в уровне жизни города и села. «В городе больше возможностей заработать, поэтому мужчины могут позволить себе содержать неработающую жену», - пишут «Новости Узбекистана».
Любопытным оказался и тот факт, что, несмотря на традиционную покорность восточных женщин, узбечки показали себя собственницами и ревнивицами. Хотя многоженство в Узбекистане не разрешено законом, не для кого не секрет, что мужчины, ссылаясь на разрешение ислама иметь до четырех жен, нередко заводят вторую жену, кто втайне от законной супруги, а кто и не скрываясь. Как показало социологическое исследование, «93,8% опрошенных узбекских женщин негативно относятся к многоженству, при этом каждая вторая (50,4%) особенно резко высказались по этому поводу». По-видимому, времена меняются, и современных узбечек уже ничто не заставит жить в гареме или стоять в очереди за вниманием мужа. Они и заработать могут сами, и за себя постоять. При этом женщины Узбекистана продолжают быть верными культу семьи, традиционно считая главным своим предназначением умение быть хорошей матерью, женой и хозяйкой.
Такими были, на наш взгляд, наиболее интересные материалы, опубликованные в русскоязычной прессе Узбекистана с 29 марта по 2 апреля.