Аркадий Дубнов ("Время новостей"): Власть и оппозиция в Киргизии не готовы к диалогу
Президент Киргизии Аскар Акаев вчера выступил на первой сессии вновь избранного парламента республики четвертого созыва. Заседание состоялось сразу после того, как депутаты получили свои новые мандаты. В те же часы в центре Бишкека проходил проправительственный митинг, собравший около 9 тысяч студентов и сотрудников бюджетных учреждений под лозунгом поддержки действий властей в их противостоянии с оппозицией. Таким образом, подтвердились прогнозы газеты "Время новостей", сделанные во вчерашнем номере. Кроме одного: г-н Акаев не стал предлагать на одобрение депутатов указ о введении чрезвычайного положения в стране, добрая половина которой перестала подчиняться официальному Бишкеку. Напротив, сказал г-н Акаев, - "я, как президент, никогда не пойду на такие меры".
Речь президента Киргизии выглядела программной. Он подчеркнул "неоспоримую легитимность избранных депутатов", получивших свои мандаты "на основе подлинно демократических..., прозрачных и честных выборов". Президент отметил, что "всем кандидатам в депутаты были предоставлены равные возможности", сослался на "жесткий контроль", установленный ООН и ОБСЕ за ходом выборов. Что же касается "определенных замечаний", сделанных ими по отношению к выборам, г-н Акаев пообещал, что они "послужат стимулом для дальнейшего совершенствования избирательной системы". Киргизский президент не стал останавливаться на сути "замечаний", которые как раз и ставили под серьезное сомнение "демократический" и "честный" характер выборов уже в первом их туре, как и то, что наблюдатели ОБСЕ рекомендовали исправить нарушения ко второму туру.
Затем г-н Акаев перешел к характеристике текущего момента, переживаемого страной. Он поделился опытом "развития демократии в мире", где "позитивное поступательное движение встречает препятствие в виде маргинальных и экстремистских сил, навязывающими обществу ущербные идейные установки и ценности". Разумеется, такие "маргиналы" были обнаружены г-ном Акаевым и в Киргизии. Они "дестабилизируют обстановку" под "надуманными предлогами во имя корыстных политических целей". Поэтому, заявил президент, "органы правопорядка дали в последние дни надлежащий отпор таким попыткам". Он обвинил "доморощенных революционеров" в Киргизии в подготовке к государственному перевороту. Г-н Акаев призвал к "созданию в обществе обстановки нетерпимости к действиям этих личностей, которые руководствуются иностранными директивами и за счет чужеземных средств наносят ущерб интересам народа". Президент предупредил, что "этот скользкий путь чреват опасностью потери оппозиции и без того низкого авторитета в обществе". А еще он говорил о "необходимости разоблачать дезинформацию, многочисленные зловредные мифы и злобные инсинуации относительно обстановки в республике".
Выступление президента Киргизии озадачило многих наблюдателей как внутри страны, так и за ее пределами. Во-первых, разумеется, масса вопросов возникла у лидеров киргизской оппозиции. К примеру, один из них, экс-глава МИД республики Роза Отунбаева в телефонном интервью газете "Время новостей" недоумевала, каким образом "низкий авторитет оппозиции" позволил ее сторонникам взять под свой контроль практически весь юг страны? Во-вторых, если вспомнить, что еще накануне выступления президента его пресс-секретарь говорил о готовности г-на Акаева вступить в диалог с оппозицией, то каким образом он будет говорить с государственными преступниками, готовящими госпереворот, ведь они должны сидеть не за столом переговоров, а совсем в другом месте? В-третьих, как можно еще накануне отдавать распоряжение ЦИК республики и Верховному суду "расследовать нарушения в ходе парламентских выборов, особенно там, где они вызвали массовые акции протеста", а на следующий день заявлять, что выборы были "подлинно демократическими и честными"?
Впрочем, когда г-н Акаев сообщил, что ему "неизвестно, с кем (из лидеров оппозиции - Ред.) вообще говорить, у каждого из них свои требования", определенную логику в его рассуждениях можно было и обнаружить. Условия для переговоров, выдвигаемые оппозицией - отмена результатов выборов и досрочная отставка президента, для Аскара Акаева неприемлемы. Он предлагает свои условия - "восстановление законного порядка и работы органов госвласти там, где они были парализованы" оппозицией. Но это, в свою очередь, неприемлемо и для нее.
Получается, что власть и оппозиция вошли в такой клинч, что прямой диалог между ними уже невозможен. В такой ситуации единственный выход - международное посредничество. Вчера свои услуги в этих целях уже предложили многие иностранные политики и организации. Начиная от председателя комитета по международным делам Совета Федерации России Михаила Маргелова и послов стран Запада в Бишкеке до президента Грузии Михаила Саакашвили. Грузинский лидер отправил в адрес Акаева необыкновенно теплое послание с "пожеланием протянуть ему в этот критический период руку дружбы и поддержки".
Между тем, оппозиция по поступающим с юга Киргизии сведениям, готовится к организации оттуда многотысячного марша своих сторонников на Бишкек. Ожидалось их прибытие в столицу уже завтра. Однако это кажется нереальным хотя бы из-за тяжелых погодных условий на высокогорной трассе, соединяющей Ош с Бишкеком. В Бишкеке власти, тем не менее, готовятся к возможному прибытию гостей с юга и усиливают меры безопасности. Но трудно предсказать, как поведут себя силовые структуры в столице, если они столкнутся с большой массой людей. По сведениям, имеющимся в распоряжении газеты "Время новостей", в Бишкеке, так же как и на юге, часть высоких чинов милиции не готовы выступить в защиту власти.
Существуют и определенные сомнения в способности оппозиционных лидеров контролировать большие массы людей, идущих на столицу с самыми решительными намерениями. Если руководство республики, не готовое к введению чрезвычайного положения, тем не менее, как это было сделано на днях в Джалал-Абаде и Оше решится на применение силы по отношению к толпе, то сползание к гражданской войне в Киргизии остановить будет уже невозможно. И тогда неизбежным окажется внешнее вмешательство. Именно такого рода слухи поползли вчера среди многочисленного корпуса иностранных журналистов, находящихся на киргизском юге, а также дипломатов в Бишкеке. Там ссылаются на некие обещания, якобы полученные Аскаром Акаевым в Москве уже после его возвращения оттуда в понедельник о возможном вмешательстве в события российских военных, дислоцированных в Киргизии. Именно этим якобы объясняется резкая смена тональности в риторике киргизского президента, обнаруженная наблюдателями за последние два дня.