Америка начинает политическую кампанию за права человека в странах Центральной Азии
На днях в палату представителей конгресса США внесен проект резолюции по вопросу соблюдения прав человека в странах Центральной Азии. Документ подготовлен влиятельным конгрессменом, председателем подкомитета по делам Центральной Азии Илианой Рос-Летинен. Уже одно это не позволяет сомневаться, что документ будет одобрен нижней палатой конгресса. Текст резолюции появился на интернет-сайте информационно-аналитического центра "Евразия", обычно хорошо осведомленного о том, что происходит на Капитолийском холме.
В преамбуле документа особое внимание уделяется Узбекистану, стране, первой предоставившей США свою авиабазу для обеспечения военной операции в Афганистане. Несмотря на это, в резолюции отмечается, что "правительство Узбекистана не выполняет условий рамочного договора о стратегическом партнерстве от 2002 года, предусматривающего последовательное продвижение по пути демократизации". Авторы документа напоминают о выводе, сделанном еще в июле 2004 года бывшим госсекретарем Колином Пауэллом: "Узбекистан не отвечает условиям, дающим право на получение помощи от США".
Американский конгресс направляет и адресные, вполне конкретные обращения к правительствам стран Центральной Азии. К властям Киргизии: "Освободить из-под стражи всех арестованных за мирную политическую деятельность..., включая Феликса Кулова". Бывший вице-президент Киргизии, г-н Кулов отбывает десятилетний срок заключения по обвинению в превышении служебных полномочий. Однако мало кто в мире сомневается (резолюция конгресса США - очевидное тому свидетельство), что вся вина 56-летнего Феликса Кулова состоит в том, что киргизский президент Аскар Акаев до сих пор видит в нем своего самого опасного политического конкурента.
Власти Туркмении призывают соблюдать "права заключенного лидера оппозиции Бориса Шихмурадова на должное и справедливое судебное разбирательство, а также освобождение из заключения активистов демократического движения и членов их семей". О судьбе туркменского экс-министра иностранных дел, 55-летнего г-на Шихмурадова, приговоренного в декабре 2002 года к пожизненному заключению по обвинению в попытке покушения на Туркменбаши, до сих пор ничего не известно. К нему не допускаются ни адвокаты, ни родственники, ни международные наблюдатели или сотрудники Красного Креста.
На днях бывший посол США в Туркмении, а ныне помощник заместителя госсекретаря Лора Кеннеди говорила в Ашхабаде о необходимости доступа к заключенным туркменских тюрем с самим Туркменбаши. Обсуждала она с ним, между прочим, и тему возобновления вещания в Туркмении российской радиостанции "Маяк", прекращенного в 2004 году. Ситуация выглядит парадоксальной: за русскоязычных в Туркмении заступаются не российские власти, а американские. Между тем с января 2005 года уже и туркменское телевидение полностью прекратило выпуск новостей на русском языке, которые до сих пор передавались три раза в неделю.
Российские власти также упомянуты в резолюции конгресса. К ним обращен призыв "не выдавать Туркменистану членов политической оппозиции этой страны и поставить свои дальнейшие отношения с правительством Туркменистана в зависимость от осязаемых улучшений в области соблюдения прав человека..."
И наконец, отдельный сигнал с Капитолийского холма посылается руководству Казахстана. Ему предлагается "создать в стране климат, где нет места запугиваниям и преследованиям, включая освобождение политических заключенных и разрешение вернуться в страну политическим ссыльным, в том числе Акежану Кажегельдину". Кроме того, правительство Казахстана призывают "оказать содействие департаменту юстиции США в проводимом им расследовании". Речь идет о начинающемся в начале апреля судебном процессе по скандальному делу "казахгейт", фигурантом которого, в частности, является президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
Если учесть, что мнение американского конгресса является жестким императивом для деятельности госдепартамента, влияние которого с приходом туда Кондолизы Райс становится определяющим для внешней политики Белого дома, центральноазиатские режимы в ближайшие годы ждут нелегкие испытания.