В Узбекистане началась травля актеров, сыгравших в запрещенном российском сериале "Близнецы"
Как только в Ташкенте заблокировали показ российского сериала "Близнецы", снятого выходцем из Узбекистана Зиновием Ройзманом ("Фергана.Ру" об этом писала 24 января сего года), автор этих строк тут же предположил, что очень скоро начнутся гонения на узбекских актеров, сыгравших в этом фильме главные роли. Сразу оговорюсь, пока речь идет лишь об одном из них – Кариме Мирхадиеве, сыгравшем начальника самаркандской милиции.
Такого же мнения были и многие мои коллеги - все-таки все мы живем в Узбекистане давно и можем предполагать возможное. Не прошло и трех недель, а предположения начали сбываться: из очередного выпуска газеты "Зеркало XXI", считающейся относительно "острой" (номер должен выйти в будущий четверг), "слетело" большое интервью с этим актером.
Причем, хочется подчеркнуть особо, что сам этот материал "острым" не назовешь - обычное интервью с известным, узнаваемым актером, снявшимся, кроме прочего, в сериале "Чархпалак", имевшем в республике просто оглушительный успех. Никакой политики - биография, вопросы о мировоззрении, планы на будущее и прочее. Самим автором статьи, Ферузой Хашимхановой предусмотрительно из нее были убрано все, касающееся "Близнецов". Руководством газеты (не редактором, разумеется, который был бы не прочь опубликовать материал поострее, но, "как бы наверху не воспротивились") сначала была вымарана фотография, на которой актер изображен в обществе режиссера, а затем и весь материал снят с верстального процесса.
Как же так, удивятся многие, в Узбекистане давно запрещена цензура! Сам президент республики Ислам Каримов неоднократно призывал узбекских журналистов писать острее, глубже и правды не бояться. То-то и оно, что сами журналисты зачастую не боятся и пишут, однако любому корреспонденту в республике известно, что между ним и руководством страны существует некая "прослойка" в лице учредителей и издателей.
В данном случае, учредителем газеты "Зеркало XXI" является издательско-полиграфический творческий дом "Узбекистан" под руководством небезызвестного Рустама Шагулямова. Сам он статьи газет вычитывает редко - этим занимается один из его заместителей (хотя, наименование настоящей его должности, как выяснилось, мало кто знает - слишком часто за последнее время оно менялось) - Джаббар Раззаков. То есть, перед «сбросом» полос в типографию, он требует показывать их ему, изучает и собственноручно вычеркивает из контекста наиболее, с его точки зрения, "опасные" отрывки или фотографии. Так, например, в прошлом номере газеты "Зеркало XXI" он заменил в материале про кажущуюся "независимость узбекской женщины" очень интересную с художественной точки зрения фотографию известного фотохудожника Ольги Лысенко с изображением двух сельских женщин-узбечек, сидящих на корточках. У нас что, селянки не умеют сидеть на корточках? Или то, что умеют, государственная тайна? Или изображение этой реальности противоречит "духу узбекского народа"? Пришлось заменить этот снимок на более "пристойный".
На вопрос, а, может, не стоит сглаживать острые углы, тем более, что у нас цензуры нет, у Раззакова всегда готов ответ, что он - "не цензура, а лишь КОНСУЛЬТАЦИЯ". В данном же случае, на вопрос журналистки Хашимхановой, на каком основании снят из номера материал, он ответил, что это - указание сверху. Кого – «сверху»? Ни за что не поверю, что это президент, который "против всякой цензуры".
Выходит, не прошли те времена, когда на столе у цензора лежал список людей, даже имя которых в прессе упоминать было нельзя. Помню, когда я пять лет тому назад работал в газете "Бизнес-вестник Востока", в подобной опале был кинорежиссер Али Хамраев, и я, взяв у него такое же неприхотливое интервью, очень долго пробивал текст в редакции. В итоге, оно-таки вышло, вернее - его половина.
Теперь под запретом оказалось имя актера Карима Мирхадиева. В чем он провинился? Снялся в "нехорошем" кино? Он актер, и это - его профессия, благодаря которой он, кстати, кормит своих четверых детей. Тем более что фильм "Близнецы" понравился многим - именно своей честностью и откровенностью, не говоря уже об интересном "закрученном" сюжете. Вот и выходит, что та самая "прослойка" своими "консультациями" следует зачастую против пожеланий руководства страны, а значит, действует не во благо, а во вред своему народу, лишая его своих любимых персонажей.
Что остается делать Мирхадиеву (а возможно, и другим киношникам, которые участвовали в съемках "не того" фильма), если отныне в Узбекистане его имя под запретом? В том же интервью Хашимхановой он упомянул, что "параллельно с "Близнецами" в Москве снимался в остросюжетном сериале "Охота на асфальте". Можно опять-таки предположить, что и этот сериал в Узбекистане заблокируют, раз в нем снялся "запрещенный" актер, а у самого Мирхадиева со временем сложится неплохая киношная карьера в России, и Узбекистан в очередной раз лишится талантливого человека.