EurasiaNet: В Узбекистане разгорается борьба за власть, противопоставившая глав СНБ и МВД страны
Политические маневры происходят в то время, когда в Ташкенте ходят слухи о болезни Президента Ислама Каримова. Считается, что как Рустам Иноятов, председатель Службы национальной безопасности, так и Закир Алматов, министр внутренних дел, контролирующий большие силы милиции страны, имеют амбиции унаследовать место главы государства или, по крайней мере, решить, кто станет следующим президентом. Судя по всему, обе личности являются наиболее сильными политическими фигурами в стране после Каримова, поскольку возглавляют два ключевых компонента аппарата государственной безопасности Узбекистана.
Иноятов и Алматов контролируют то, что в действительности является личными армиями, т.к. как СНБ, так и МВД имеют независимые и хорошо вооруженные военные части. Кроме того, СНБ и МВД имеют собственные отделы расследования и наблюдения, а также полагаются на независимые устройства связи, транспорта и другую инфраструктуру.
Соперники также оказывают значительное влияние на экономический сектор Узбекистана. Отставные офицеры часто назначаются на высокие посты на предприятиях и банках, контролируемых двумя этими агентствами. Все это позволяет Иноятову и Алматову управлять соответствующими государственными агентствами в качестве личных территорий в рамках государства. Многочисленные источники влияния дают Иноятову и Алматову значительные преимущества над чисто политическими соперниками, такими как премьер-министр Шавкат Мирзияев и министр экономики Рустам Азимов, в то время как вопрос о преемнике президента становится все более актуальным, подогреваемый в основном слухами о серьезной болезни Каримова. Представители администрации утверждают, что Каримов здоров. Учитывая закрытый характер государства, нет возможности независимо определить или опровергнуть слухи о болезни президента.
В последние месяцы Иноятов и Алматов предприняли шаги для укрепления своих государственных агентства и личного влияния. Например, Алматов осуществил перестановку кадров в МВД, назначив надежных союзников на ключевые посты. Согласно сообщениям, поддержку Иноятову оказывает некий ташкентский политический клан, тогда как Алматова поддерживает самаркандский клан. Как Иноятов, так и Алматов являются сторонниками авторитарной системы Узбекистана и оба имеют долгий и успешный стаж в области государственной безопасности. Иноятов, возглавляющий СНБ с 1995 года, вызывает широкое уважение в кругах безопасности в СНГ за сохранение принципов бывшего КГБ, сумев переориентировать службу для противостояния внутренним угрозам безопасности, в частности, исламскому радикализму и политическому инакомыслию. Ему также удалось остановить «утечку мозгов» из СНБ в середине 1990-х, угрожавшей снижением способностей структуры. Алматов, возглавляющий МВД с 1991 года, построил свою репутацию в начале 1990-х, используя методы «железного кулака» для достижения резкого сокращения уровня преступности в основных городах Узбекистана. Вдобавок к этому, Алматов был инструментом в руках Каримова в начале тех же 1990-х для устранения потенциальных политических противников, либо путем ареста оппозиционных фигур, либо заставляя их покинуть страну. Министр также сыграл ключевую роль в продолжающейся кампании по подавлению свободы религиозного выражения. Стремление Алматова стать преемником Каримова проявилось давно. В середине 1990-х, сразу после своей успешной антикриминальной кампании, Алматов заявил о своих политических амбициях. Эти сигналы вызвали тревогу Каримова, который назначил Иноятова и усилил власть СНБ, которая могла бы стать противовесом растущему влиянию Алматова. С тех пор Каримов искусно использовал Иноятова для этой цели. Согласно политическим обозревателям Узбекистана, Иноятов пользуется доверием Каримова, и президент последовательно усиливал мощь СНБ за последнее д! есятилетие. Недавно полномочия СНБ были расширены, включив контроль за границей, в том числе пограничный и таможенный отделы.
Весте с тем, способность Иноятова либо Алматова (или их доверенных лиц) стать преемниками Каримова далека от гарантированной, учитывая рост общественного несогласия в стране. Зарубежные политические аналитики считают, что правительство Узбекистана не сможет бесконечно проверять терпение народа. Нежелание правительства решать экономические проблемы увеличивает вероятность того, что существующая система в ближайшие годы может рухнуть. В своей декабрьской речи на сессии парламента Каримов заявил, что Узбекистан достиг «макроэкономической стабильности» и что средний доход населения за последние пять лет вырос на 210%. Такие заявления создают впечатление, что Каримов далек от реальности, поскольку не соответствуют экономическим реалиям Узбекистана, говорят наблюдатели. Предпринимательская деятельность в стране пережила сильные потрясения в последние годы – бизнесмены вынуждены работать в условиях высоких налогов и вездесущей коррупции. В своем докладе Международная финансовая корпорация приводит такие данные: в последние три года местные инвестиции в бизнес упали примерно на 50%. Как сообщил EurasiaNet один из экономистов, «создается впечатление, что президент живет в другом мире. Либо от него скрывается некоторая информация, либо он лицемерит. Как бы то ни было, мы [простые люди] устали от такой ситуации. Нужно что-то делать».
В последнее время появились признаки того, что обычно податливое население Узбекистана достигает точки, когда оно перестает бояться наказания и начинает противостоять правительственной репрессии, свидетельством чему служат ряд протестов в минувшем году – в Коканде, Фергане, Маргилане (Ферганская область, ноябрь), Карши (Кашкадарьинская область, ноябрь), Бахте (Сырдарьинская область, 3 декабря), Шахрихане (Андижанская область, 6 декабря) и Ташкенте (10 декабря). Во время декабрьских протестов правоохранительные органы продемонстрировали удивительную сдержанность.
Рассылка сайта http://www.tribune-uz.info, 07.01.2004