"Российские вести": Парламентские выборы в Узбекистане становятся проблемой
Для президента Узбекистана Ислама Каримова важно провести выборы в верхнюю и нижнюю палату парламента без обострения ситуации в стране. Однако дата 26 декабря превращается уже в своеобразный символ.
Несмотря на официальное участие в предстоящих выборах пяти политических партий, реальной проблемой для Узбекистана продолжает оставаться обостряющаяся социальная нестабильность. За последние два месяца по всей стране и с разной степенью интенсивности вовлеченных в них граждан проходили протесты и демонстрации. Подавляющая часть этих проявлений, носивших характер стихийных протестных акций, была связана с тяжелым экономическим положением большинства граждан страны.
Тем временем власти, опасаясь расширения недовольства и соединения экономических требований с политическими, расширили давление на политическую оппозицию, прибегая при этом к постоянным ссылкам на "существующую угрозу исламского экстремизма". Накануне парламентских выборов все очевиднее становится стремление официального Ташкента не допустить каких-либо случайностей и провести это "мероприятие" в лучших традициях "управляемой демократии". Надежды местных и иностранных наблюдателей на проведение политических реформ в Узбекистане явно уже не сбудутся, несмотря на то, что предпринимавшиеся на этом пути И.Каримовым шаги летом прошлого года давали основания для оптимистических прогнозов.
Однако последующие события в Грузии осени 2003 года и в Украине осенью нынешнего года явно испугали главу Узбекистана. К тому есть серьезные основания. В частности, в Каракалпакстане начинают доминировать совсем не "предвыборные идеи", а даже совсем наоборот: люди не собираются участвовать в этих мероприятиях, так как считают, что "что все кандидаты в депутаты из команды чиновников, которые довели народ до нищенства". Массовые волнения уже проходили и в Ферганской области.
Примечательно, что, как отмечают наблюдатели-специалисты по СМИ в Узбекистане, официальный Ташкент приступил накануне предстоящих парламентских выборов к ограничению доступа к большому числу Интернет-сайтов, которые содержат критику установленного в стране режима и оглашают неподцензурные новости. Крайне внимательно власти относятся к таким сайтам, как "Мусульманский Узбекистан", "Бирлик", "Эрк", "Стоп диктатору Каримову", "Центразия", "Озод Узбекистан", "Эркинюрт", "Навигатор II", "Озод овоз", "Свободная Азия", которые весьма активно публикуют материалы по внутриполитическому положению в Узбекистане.
Однако борьба с "двоемыслием", судя по всему, ведется властями отнюдь не только по политическим мотивам. Как отмечал Дэвид Льюис, директор Центральноазиатского проекта Международной группы по предотвращению кризисов, правящие круги Узбекистана заинтересованы в том, чтобы "немногочисленная, занимающаяся собственным обогащением элита сохранила свою власть". Как отмечалось в докладе влиятельной International Freedom Network, анализировавшей ситуацию в Центральной Азии, "после десяти лет политической стагнации население [Евразии] устало от дряхлеющего руководства, несправедливых выборов и авторитарных режимов в советском стиле".
По мнению представителей политической оппозиции Туркмении, как отмечает специалист по проблемам региона Мевлут Катик, "если Туркменистан станет моделью для Узбекистана, то шансы на разнообразие политических взглядов вряд ли сохранятся". Достаточно серьезно, судя по всему, в Ташкенте начали воспринимать инициативу представителей политической оппозиции из стран на постсоветском пространстве, и особенно Центральной Азии, создать коалиции демократических сил стран бывшего СССР. Предстоящие выборы в этой связи призваны подчеркнуть легитимный характер политического устройства Узбекистана и сформировавшейся системы власти.