Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Казахстане прошла центрально-азиатская конференция Института по освещению войны и мира на тему терроризма

16.12.2004 17:45 msk, Сид Янышев

14 декабря в Алма-Ате прошел региональный круглый стол на тему "Терроризм в Центральной Азии: кто они - новые моджахеды?", организованный представительствами Института по освещению войны и мира (IWPR, Лондон) в Казахстане, Киргизии и Узбекистане. В нем приняли участие представители государственных силовых структур, видные политические и общественные деятели, представители дипломатических миссий, ученые, политологи и социологи, журналисты, а также представители традиционных религиозных конфессий - всего более 40 человек. Один из делегатов от Узбекистана - независимый социолог Баходыр Мусаев - рассказал о ходе проведения круглого стола корреспонденту ИА "Фергана.Ру".

Следует отметить, что в уходящем году это уже второе региональное мероприятие (IWPR на тему терроризма - в мае подобный круглый стол прошел в Туркестане, то есть также в одном из городов Казахстана. И это несмотря на то, что за последние годы в этой республике не было ни одного теракта, во всяком случае, по официальным данным. В Узбекистане же во время терактов, организованных весной и летом текущего года, общее число погибших достигло 50 человек, то есть тема терроризма для этой страны более актуальна, чем для любой другой республики центрально-азиатского региона. По словам Мусаева, узбекское представительство (IWPR приглашало принять участие в круглом столе работников силовых структур и службы безопасности Узбекистана, однако те на приглашение никак не прореагировали. И это при том, что обсуждаемые вопросы касались, прежде всего, именно узбекской стороны.

Приведу здесь основные тезисы докладчиков нынешнего круглого стола.

Баходыр Мусаев, в частности, привел несколько основных, с его точки зрения посылов сложившейся ситуации в Узбекистане и регионе в целом: "Социально-экономическая и политическая ситуация в Узбекистане способствует интенсивному развитию околорелигиозного экстремизма, то есть данная ситуация создает реальные предпосылки для управления процессами развития экстремизма террористическими центрами из-за рубежа.

Второй посыл - наличие в каждой из стран региона социально-экономических факторов нестабильности, которые в условиях прозрачности границ, при все большем вовлечении в процесс глобальной войны с террором, фактически провоцируют проявление экстремизма и увеличивают степень вероятности дальнейшего развития экстремистских движений.

И третий посыл - жесткая политика правительства в отношении некоторых категорий верующих в Узбекистане, наблюдаемые наступления на основные права и свободы человека и гражданина в условиях их тяжелого социально-экономического положения не обеспечивают иммунитет республики к терроризму снизу".

Алишер Саипов, журналист "Голоса Америки" из Бишкека считает, что все теракты, прогремевшие сначала в Узбекистане, а затем в киргизском Оше направлены против политического режима Узбекистана, против конкретных персон этой республики, во имя свержения режима Ислама Каримова. Всех радикалов объединяет одна цель - физическое уничтожение главы этого государства. В Казахстане и Кыргызстане есть легитимная оппозиция, которая может подвергать критике недостатки правящих режимов, при этом критика не направлена против конкретных личностей. А вот политический режим Узбекистана создает угрозу безопасности для всего региона".

Галима Бухарбаева, директор IWPR в Узбекистане, главный акцент в своем выступлении сделала на мысль о том, "имеет ли моральное право власть Узбекистана носить имя борца против зла, борясь с ним злыми методами, под покровом тайны".

Сергей Злотников, исполнительный директор общественного фонда "Транспаренси-Казахстан", сообщил присутствующим, что "авторитарные режимы всегда были источниками коррупции, просто ранее наше общество об этом не знало. Все подобные режимы объединяет поиск общего врага".

По мнению независимого журналиста из Чимкента Даура Досыбиева, близость с Узбекистаном сыграла для Казахстана свою негативную роль, поскольку жесткая политика правительства Узбекистана вытеснила радикалов в его страну. "А затем это же правительство обвинило Южный Казахстан в том, что он, якобы, стал базой подготовки экстремистов", - подытожил свое выступление Досыбиев. С ним согласился и Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков (ARG, Казахстан). С его точки зрения, "Узбекистан является единственным дестабилизирующим фактором в регионе".

На главный вопрос круглого стола, кто же такие новые моджахеды, попытался ответить заместитель Главного Имама Алматинской Центральной Мечети Тлепберген Жакиев. По его мнению, новые моджахеды - это враги ислама, потому что подрывают авторитет ислама во всем мире. "К нам часто приходят представители движения «Хизб-Ут-Тахрир», я и всякий раз убеждаюсь, что они абсолютно неграмотные в вопросах ислама. Когда я их спрашиваю, что же важнее - блюсти нравственность или же любыми путями стремиться построить Халифат, они ответить не могут", - рассказал священнослужитель.

Однако, самая серьезная проблема, которая на сегодняшний день существует в Узбекистане, по мнению аналитика центрально-азиатского проекта Международной группы по предотвращению кризисов (ICG) Сании Сагнаевой, в том, что граждане Узбекистана не боятся террористических акций, потому что живут в режиме общего террора. При этом никто не добивается правды, не пытается в ее поисках организованно воздействовать на власть. "Для обывателя реальной властью является участковый", - добавила Сагнаева.

Как прокомментировал это выступление социолог из Ташкента Баходыр Мусаев, "одна из основных функций государства - защита правового поля своих граждан". "При этом люди не чувствуют свою защищенность не только со стороны государства, но и от самого государства Узбекистан. Само оно нарушает законы, и, фактически, мы имеем элементы государственного террора - вся внутренняя политика Узбекистана ведется с позиции лжи и насилия".

Общим подведением итогов круглого стола можно рассматривать выступление проект-координатора Центра антитеррористических программ Казахстана Максима Казначеева, который поднял вопрос о необходимости выработки единой комплексной региональной программы действий в борьбе с терроризмом. "Такая программа должна быть разработана Советом безопасности, а оперативная работа должна находиться в сфере полномочий силовых структур каждой из республик региона, - убежден Казначеев. - Если говорить о Казахстане, у нас существует проблема объединения МВД и службы национальной безопасности в деле владения единой базы данных о состоянии экстремизма и наличия террористических групп".

"В Узбекистане эта проблема стоит острее, потому что у нас есть скрытое соперничество между СНБ и МВД", - от себя добавил Мусаев.

По поводу "новых моджахедов" Мусаев высказал свою точку зрения: "Моджахеды - это те, кто несет джихад, то есть в исламском понимании, люди, которые постоянно самосовершенствуются, борются с собственными недостатками, со злом, искушениями внутри себя. А новые моджахеды - это террористы, которые джихад истолковывают превратно - как священную войну с неверными".