Киргизия на грани гражданской войны
На пятый день многотысячных волнений в Киргизии президент Аскар Акаев решился применить против бунтовщиков силу. Сегодня в Бишкеке прямо у стен парламента были арестованы 42 зачинщика несанкционированного пикета. В ответ с юга республики на Бишкек вышла колонна их единомышленников численностью 8 тысяч человек. МВД не предпринимает попыток ее остановить.
На специальном заседании парламента министр внутренних дел Киргизии сказал депутатам, что всех задержанных отвезли в Первомайский райотдел внутренних дел. В отделении сидят и два известных в стране оппозиционера – председатель правозащитного движения Киргизии Турсунбек Акунов и глава республиканского комитета по правам человека Рамазан Дарылдаев. Киргизским парламентариям действия милиции очень понравились. Они одобрили применение силы к пикетчикам, так как те «дестабилизируют обстановку» и «мешают нормальной работе парламента и правительства».
Однако последствия разгона манифестантов в Бишкеке могут оказаться крайне опасными для властей. Как заявил в стенах парламента депутат Мырзакан Субанов (ранее он занимал пост министра обороны), если власти не примут мер по стабилизации политической ситуации, в Киргизии может начаться гражданская война. По словам Субанова, президент Акаев «должен отложить все намеченные государственные встречи и дела» и провести встречу с депутатами обеих палат парламента для обсуждения мер по стабилизации общественно-политического положения в стране. Ситуацию усугубляет также то, что премьер-министр ушел в отпуск по состоянию здоровья (очень похоже, что на самом деле он предоставил Акаеву возможность самостоятельно разобраться с оппозицией, решив переждать неспокойное время в сторонке), а в его отсутствие, как заявил депутат Субанов, работа правительства «оказалась практически парализована».
Как выяснилось в ходе сегодняшнего заседания киргизского парламента, угроза начала гражданской войны в стране на самом деле вполне реальна.
Как сообщил депутатам председатель парламентского комитета по судебно-правовым вопросам Азимбек Бекназаров, утром в четверг с юга республики на Бишкек вышла колонна демонстрантов численностью примерно восемь тысяч человек. По данным Бекназарова, эти люди будут требовать освобождения пикетчиков, задержанных в Бишкеке у здания парламента. Силы МВД, стянутые на трассу Бишкек–Ош, пока не предпринимали попыток остановить колонну. Впрочем, это вряд ли возможно, так как демонстранты вполне могут ответить силой на применение силы. В марте, во время волнений в Джалал-Абадской области это уже произошло. Тогда ОМОН открыл огонь по манифестантам, убив пять человек. В ответ также начали стрелять. В результате волнений ранения различной степени тяжести получили тогда до 90 манифестантов и около 20 милиционеров.
Что будут делать власти в ответ на марш оппозиции на столицу, пока не ясно. Акаев уже неделю избегает публичных выступлений. Сегодня он не появился в парламенте, хотя депутаты его ждали.
Складывается впечатление, что власти республики не вполне уверены в своих силах и не знают, как погасить вспышку народных волнений.
Причем чем дольше они тянут, тем активнее становится оппозиция. Применение силы к манифестантам в Бишкеке и нерешительность сил МВД на юге страны, где уже неделю полностью парализовано сообщение с центральными районами Киргизии – лучшее тому подтверждение.
Напомним, формальным поводом для начала акций протеста стала ратификация нижней палатой парламента соглашения с Китаем о разделе спорных территорий на участке Узенги–Кууш. Аскар Акаев добивался этого с 1999 года. В ответ оппозиция обвинила его в излишней уступчивости и недостаточно бережном отношении к киргизским землям. Она потребовала от Акаева расторгнуть новый договор, а также денонсировать предыдущий, заключенный в 1996 году и ратифицированный, по утверждению противников президента, с нарушениями процедуры.
Давление оппозиции было столь масштабным, что судьба нового договора оказалась неопределенной – из-за всколыхнувших Киргизию волнений верхняя палата единодушно отказалась одобрять этот документ.
Суть проблемы в том, что последние протоколы о киргизско-китайской границе заключались в еще XIX веке, когда даже те вершины Тянь-Шаня, которые к тому времени уже открыли, были плохо изучены и на географические карты нанесены лишь приблизительно. Так что сначала китайцы претендовали даже на знаменитый семитысячник пик Победы, обнаруженный в 1943 году и исследованный уже в советское время. Китайцы считали, что им должна отойти и священная для киргизов гора Хан-Тенгри, поскольку раньше граница между империями проходила по самому хребту, а военные топографы не смогли правильно определить его вершины. В итоге еще в 1996 году киргизским властям удалось отстоять оба пика, а в 1999-м Китай и Киргизия поделили оставшиеся спорные земли, причем Бишкек получил 70%, а официальный Пекин – только 30%.
Впрочем, ратификация соглашения с Китаем стала только последней каплей, переполнившей чашу терпения оппозиции.
Кроме аннулирования соглашений, демонстранты уже выдвинули жесткие политические требования – отставка президента Акаева, прекращение преследования оппозиции и наказание виновников кровопролития в Джалал-Абадской области, где уже неделю демонстранты блокируют единственную дорогу на юг Киргизии – трассу Бишкек–Ош.