Процесс реформирования школьного образования в Узбекистане проходит не без проблем
Пролетел сентябрь – первая половина первой учебной четверти. А для тысячи семисот выпускников девятых классов школ города Самарканда звонок, зовущий в новый учебный год, до сих пор так и не прозвенел. День Знаний превратился для них в День вопроса – «Что Делать?..»
Наиболее активная часть встревоженных родителей, вооружившись Конституцией республики и материалами выступлений Президента Узбекистана, написала открытое письмо с требованием: «Даешь школу!»
«Единственный закон для всех граждан независимого демократического государства – его Конституция, - пишут родители. - Статья 41 главы IX гласит: «Каждый имеет право на образование… Школьное дело находится под надзором государства» А значит, воспитание и образование будущего гражданина – государственное дело, и не может быть ни малейшего сомнения, что допустить погрешность, недочет нельзя. Президент нашего государства И.А.Каримов подчеркивал: «Основной целью всех наших реформ в области экономики, политики является человек. Именно поэтому дело образования, дело воспитания нового поколения, способного осуществить идею национального возрождения, будет оставаться делом государства, одной из самых приоритетных его задач».(…)
Президент Республики Узбекистан определяет три ступени, три стадии постепенной реформы, но не слепого подчинения какому-то одному тезису: «Мы без спешки и отступления от основных целей должны последовательно осуществлять Национальную Программу… Она призвана содействовать правовым критериям…».
Что же мы имеем на самом деле? Нарушение основного закона об образовании.
Ученики школы N35 Самарканда, благополучно завершив 9 класс, и желающие продолжать учиться дальше, поставлены перед принудительным фактом: поступать в лицей или специализированный колледж. Но если ребенок еще не определился в выборе специальности, если он находит удовлетворение в школьной учебе, а главное, учится на хорошие отметки? Как можно в наше непростое время забыть о судьбе 15-16-летних подростков? Как можно заменить День Знаний днем недоумения по поводу своего будущего?..
Мы, родители, не можем объяснить своим детям, почему предшкольные заботы их не касаются? Почему вместо того, чтобы покупать тетрадки и учебники, думать о классном собрании, мы собираемся и, буквально, засыпаем вопросами классного руководителя, которая сама в растерянности.
В законе об образовании подчеркивается поэтапная реализация программы: «Второй этап охватывает 2001-2005 годы… Естественно, исходя из эффективности системы и принимая во внимание рынок труда… вносятся изменения в идеи и положения программы».
Мы не требуем каких-то исключений или изменений. Мы требуем соблюдения закона об образовании».
И в конце письма-обращения - подписи родителей 34 учащихся школы N35.
А теперь всё по порядку. Попробуем разобраться, почему подростки не хотят учиться в колледжах и лицеях.
В 1997 году в Узбекистане были приняты Закон «Об образовании» и национальная программа по подготовке кадров. Согласно этим документам, семь лет назад началось осуществление трехэтапной системы подготовки кадров, направленной на обеспечение полного охвата выпускников девятых классов системой профессионального образования.
Узбекская модель такого образования несколько отличается от отжившей «советской», которая также заботилась, чтобы учащиеся, наряду с общим среднем образованием, овладевали конкретной профессией, тогда школьники по понедельникам посещали заводы и фабрики, осваивая рабочие специальности.
Современная образовательная реформа в Узбекистане предполагает постепенный переход к 12-летнему образованию: с первого по девятый классы в средней школе плюс три года - в профессиональном учебном заведении.
Первый этап – переходный период- с 1997 –2001 годы - благополучно и результативно завершился: созданы стандарты по обучению и новых учебных программ, построено плановое количество академических лицеев и профессиональных колледжей.
Следующая пятилетка – II этап – включает в себя постепенный переход средних общеобразовательных школ на 9-летнее обучение. ПОСТЕПЕННЫЙ переход. Он должен был длиться до 2009 года.
Однако в Самарканде вторую пятилетку, да и третью в придачу, прошли за 4 года. Совместным волевым решением областного отдела народного образования и Управления среднего специального образования Самаркандской области 10-е классы в школах города были практически ликвидированы.
Выпускники 9-х классов теперь обязаны продолжить свое обучение либо в академических лицеях, либо в профессиональных колледжах.
- В Самаркандской области построено 82 средних специальных учреждения: 8 лицеев и 74 колледжа, - раскрывает ситуацию в цифрах заместитель начальника областного управления среднего специального образования Хусан Насимов. – Только в городе функционируют 30 таких учебных заведений. В этом году городские школы закончили 7 тысяч 200 девятиклассников, а наши профессиональные учреждения могут принять 9 тысяч 500. Все лицеи и колледжи уже в этом году готовы обучать по различным специальностям и направлениям.
Любое принуждение вызывает сопротивление. Около 2 тысяч 14-15-летних подростков, не имея права выбора, поставлены перед фактом: учись еще 3 года и получай профессию. И никто не спросил самих детей: «А ты знаешь ответ на вопрос: «Кем Быть?». Ах, еще не определился, тогда твою будущую профессию выберет родитель».
Венера Хасанова, завуч школы N45: «У нас в Узбекистане дети послушные. Как родители скажут, так ребенок и должен поступать».
Но в школе N 45 г.Самарканда 220 детей (на 28 сентября ) поступили в средние специальные учреждения, а 50 неустроенных подростков ежедневно собираются около школы. И родители-то поддержали своих детей в желании продолжать учиться в школе.
Вот и сидят дома, шастают по улицам, тусуются вокруг родных школ тинэйджеры: все ждут, а вдруг их все же позовут в 10 класс.
1700 подростков – цифра, которую назвали беспокойные родители, по некоторым данным, около 3500, официально она ниже – всего 400 учащихся необходимо определить по колледжам. Но, как сообщил завуч одного профессионального учебного учреждения, к ним сдали документы 75 человек (набор – 125), но занятия посещают только половина из них, остальные ждут открытия 10-х классов в школах, куда вернутся, по их словам, незамедлительно.
- Почему родителей и подростков пугает специальное образование? – спрашиваю начальника городского отдела народного образования Антонину Михайловну Бедареву.
- Родители сами не готовы правильно воспользоваться информацией о программе обучения в средних специальных учреждениях. Многие не хотят понять, а может быть, и не знают, что принята Национальная Программа по подготовке кадров, и их дети, которые закончили 9 классов, уже прошли всю программу общей средней школы. Они обучались по планам и программам, утвержденных в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Например, если раньше физику начинали изучать в 7 классе, то теперь дети ее проходят в 6 классе, и за 3 года они фактически изучили весь материал по этой дисциплине. И если ребенок выбрал техническую специальность, ему нужно углубленно изучать физику, математику, то он идет в физико-математический лицей, или в технический колледж.
Когда я выступаю в школах, махаллях перед родителями, - продолжает Антонина Михайловна, - то всегда говорю: «Как родитель приводит в школу своего 7-летнего ребенка на учебу, так сегодня каждый из вас обязан помочь своему ребенку определиться в будущей профессии и дать ему возможность продолжить обучение, осваивая еще и специальность».
В Постановлении Кабинета Министров Узбекистана «О дополнительных мерах по обеспечению последовательного перехода на общее среднее и среднее специальное, профессиональное образование» от 29 октября 2003 года есть замечательные строки: «… каждый факт, когда выпускник 9-го класса в каком-то городе или районе остается неустроенным для дальнейшего продолжения учебы, рассматривать как острый сигнал, требующий незамедлительного принятия решений со стороны местных органов власти».
А в начале того же постановления сказано: «Кабинет Министров отмечает, что в связи с допущенным отставанием по вводу новых средних специальных профессиональных образовательных учреждений… Утвердить Положение о порядке организации продолжения обучения выпускников 9-х классов в 10-11 классах учреждений общего среднего образования….», то есть 10 классы открыть в тех районах, областях, где строительство колледжей и лицеев отстает от плана.
Самарканд оказался впереди планеты всей. Городские проф. заведения могут вместить не только учащихся города, но и ближайших сельских районов.
Безусловно, сегодня и ОблОНО и ГорОНО, и директора лицеев, колледжей, средних общеобразовательных школ ведут разъяснительную работу среди подростков, родителей, задействованы даже махаллинские комитеты. Ежедневно идет разбор ситуации с отчетами директоров школ, куда он определил своих выпускников.
А дети и родители продолжают ждать решения из Министерства народного образования. Надо признать, что профориентационная работа с выпускниками 9-х классов в Самарканде провалена.
Казалось, решить проблему легко : надо решительно отправить детей на учебу в специальные проф. учреждения, и баста. Однако «подростковая стачка» - это только видимая часть айсберга. В Самарканде в этом году закончили 9-й класс с русским языком обучения около 1500 учеников. Зная это, руководство горОНО вышло с письмом-просьбой не забыть открыть во всех лицеях и колледжах классы с русским языком обучения.
Сегодня в престижных лицеях (где должны учиться дети, окончившие 9 классы с отличными и хорошими отметками) - при Институте иностранных языков и государственном университете – групп с русским языком обучения нет вовсе.
Руководители лицеев готовы открыть такие классы, но нет учебников для обучения русскоязычных учащихся по программам лицея. Преподаватели академического лицея при Самаркандском государственном университете, раздумывая на эту тему, предложили взять на вооружение учебники….. для 10-х классов!..
Учительская молва восхищенно передает последние новости: в городе Навои группы с русским языком обучения занимаются по учебникам, которые куплены Навоийским горно-металлургическим комбинатом в России. Где найти такого донора для самаркандских ребят?
И даже, если группы с русским языком обучения в лицеях будут открыты (обещают уверенно, при условии прихода детей в лицей), то можно ли найти полную нагрузку для учителей? Например, для историка, у которого нагрузка только 2 часа в неделю.
День вопроса «Что Делать?» растянулся на целый месяц. Число вынужденно бездельничающей молодежи не сокращается. А призыв властей выехать на сбор хлопчатника 1 октября и студентам средних специальных учебных заведений обострит проблему еще сильнее.
И вот реплика одного из подростков: «Ничего себе, получили путевку в жизнь!»