Территориальные и минные проблемы в Ферганской долине остаются нерешенными
Должностные лица в Баткенской области Кыргызстана утверждают, что узбекские власти держат их в неведении относительно своих планов по разминированию приграничных участков. Об этом во вторник сообщил на страницах своего сайта http://www.iwpr.net международный Институт по освещению войны и мира (Лондон).
В 1999 году Узбекистан в одностороннем порядке начал закладку противопехотных мин на отдельных участках границы с Кыргызстаном и Таджикистаном, опасаясь проникновения боевиков Исламского движения Узбекистана с территории этих стран. Противопехотные мины, установленные вооруженными силами Узбекистана на приграничной территории с Кыргызстаном должны были поставить заслон боевикам и наркотрафику, защищая, таким образом, национальную безопасность страны. По официальной информации киргизской стороны, мины были установлены на 150-200 метров вглубь территории Киргизии, в непосредственной близости от населенных пунктов.
О намерении разминировать границу представители официального Ташкента заявили в июне текущего года на специальном заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене. Затем вопрос разминирования поднимался на совместных совещаниях командиров Айдаркенского и Баткенского пограничного отрядов с их коллегами из Узбекистана в конце июля текущего года. С 3 августа 2004 года, как сообщал сайт Fergana.Org, согласно картам минных полей, военнослужащие РУ определяли границы минированных участков, устанавливая флажки.
Власти Киргизии утверждают, что даже не знают, начался ли вообще процесс разминирования или нет. В свою очередь, согласно заявлениям министерства обороны Узбекистана, разминирование участков узбекско-киргизской границы должно было начаться 16 августа вблизи кишлака Торткул в Баткенской области Кыргызстана.
По сведениям узбекистанской стороны, согласно двусторонним соглашениям о разминировании, присутствие киргизских наблюдателей на процессе ликвидации мин не требуется. Однако киргизская сторона ссылается на устные договоренности о том, что Узбекистан не будет препятствовать наблюдению за процессом разминирования.
По данным IWPR.Net, Узбекистан заминировал 42 километра своей границы с Киргизией. Плотность размещения мин на некоторых участках доходит до двух-трех тысяч мин на один километр границы.
По словам командира Баткенского пограничного отряда Талантбека Аманкулова, которого цитирует IWPR.Net, на границе до си пор установлены предупреждающие знаки, а никакой деятельности по разминированию с киргизской стороны пока не наблюдали.
По сообщению таджикского информационного агентства "Вароруд", узбекские сапёры уже завершили разминирование одного из участков киргизско-узбекской границы в районе анклава Шахимардан. По словам ведущего специалиста сектора правоохранительных органов и обороны госадминистрации Баткенской области Валерия Колесова, официальное подтверждение на этот счет пока не было получено, однако, имеется устное сообщение проводивших работы по разминированию представителей ВС Узбекистана.
Почти сразу за появлением этой информации в прессе из Киргизии поступило почти сенсационное сообщение. Как сообщала Фергана.Ру, Законодательное Собрание киргизского парламента решило обсудить с Узбекистаном условия по возвращению узбекского эксклава Шахимардан. Премьер министр Николай Танаев поддержал Исакова, заявив: "Шахимардан - это Киргизская территория. Мы защитим свои права и поднимем эту проблему наряду с другими на переговорах в Ташкенте по делимитации и демаркации Киргизско-Узбекской границы".
Следует отметить, что в 1999 году, на первой встрече руководителей государств Центральной Азии сложившиеся территории республик были категорически признаны незыблемыми. Границы между республиками были объявлены неприкосновенными и нерушимыми. И своими нобдуманными решениями по Шахимардану законодатели Киргизии рискуют перечеркнуть предыдущие высокие договоренности.
Судя по сообщениям из Ферганской долины, и антитеррористическая ситуация в регионе продолжает оставаться нервозной. В начале сентября текущего года председатель Пограничной службы Киргизии Калмурат Садиев заявил журналистам, что в конце августа в Баткенской области в районе киргизско-таджикской границы пограничниками были обнаружены несколько схронов с огнестрельным оружием и боеприпасами, включая мины. "Вполне возможно, что боевики оставили эти схроны, чтобы затем быстро воспользоваться спрятанным оружием и боеприпасами при переходе на киргизскую территорию для проведения боевых операций", - подчеркнул Калмурат Садиев.