Путевой репортаж: Ворота Темура и другие достопримечательности Джизакской области
Самая древняя и посещаемая достопримечательность Узбекистана - Ворота Темура. Каждый, кто едет из Ташкента в Самарканд или обратно, в который бы раз он не проделывал этот путь, обязательно остановится примерно на полдороге - у поселка Бахмал, расположенном в десяти километрах к западу от Джизака.
Автомобильная трасса и железная дорога проходят здесь по берегам горной речки Сангзар, с незапамятных времен промывшей себе русло между почти отвесных скал двух хребтов - Нуратау и Мальгузар. В ущелье шириной 150 метров в любое время суток и года дует прохладный ветер. Вокруг - яблоневые сады и высокотравные степи.
Пыль этих степей топтали войска Александра Македонского, арабских завоевателей и Чингисхана. Во времена Темура здесь был пограничный пост его обширной империи. И Улугбек оставил памятную надпись где-то на здешних высотах. А в 1886 году русские инженеры, проложившие первое железнодорожное полотно, по повелению Николая II водрузили на скале доску с двуглавым орлом.
Справка
9 декабря 1999 года, выступая перед представителями избирателей Джизакской области, президент Узбекистана Ислам Каримов предложил дать официальное название этому историческому месту. Приводим цитату из выступления президента:
- Джизак - это священная земля, по которой ступали наши великие предки. В области множество священных мест, связанных с их именами. О славном нашем прошлом свидетельствует и памятная надпись, оставленная Мирзо Улугбеком на камнях ворот, которые носят имя великого Амира Темура.
- В этой связи я хотел бы посоветоваться с вами по одному вопросу. Издревле наш народ это место называл "Ворота Темура". Если вы согласны, у меня есть одно предложение. Что вы скажете, если мы дадим официальное название этому месту, и, сделав надписи золотыми буквами "Ворота сахибкирана Амира Темура", поставим здесь памятник и превратим его в место поклонения?
- Думаю, что это будет правильно и в историческом, и в духовном плане. Дух нашего великого сахибкирана возрадуется.
Пока памятник не установлен...
Сегодня отпечатков далекой истории на первый взгляд и не заметишь. Скалы почти до вершин покрыты слоями цветных граффити. У входа в пещеру местные мальчишки торгуют жвачкой, семечками, сигаретами и минералкой. Дальше по трассе продают спелые яблоки, горный мед, нередко сваренный из сахара в медных котлах, арбузы и дыни, степные грибы и даже щенков алабая - среднеазиатского волкодава. Вдоль трассы выстроились в километровый ряд чайханы с айванами, в тени деревьев жарят шашлыки из баранины, выпекают в тандырах самсу.
Места не для интуристов... От трех и пятизвездочных отелей Ташкента до комфортных гостиниц Самарканда - по 200 км. в каждую сторону. Гиды показывают Ворота Темура прямо из окон проносящихся мимо туристических Мерседесов. Междугородние же автобусы местного сообщения делают остановки на час-полтора, чтобы пассажиры могли размяться и перекусить.
В придорожном мотеле Сангзар за $4 доллара с человека можно остановиться на сутки в коттедже с постельным бельем, канализацией и водопроводом, но, разумеется, без горячей воды. Нет в Бахмале и газа. Угля и дров тоже нет. Для растопки очагов местные жители, как в старину, собирают засохший коровий помет. Зато кое-где можно увидеть над крышами глинобитных домов спутниковые антенны.
В окрестностях кишлака Маджрум на одном из безлесных склонов хребта Нуратау растет с незапамятных времен арча (можжевеловое дерево), ствол которого толще 3 метров. Сколько лет этому монстру в мире растений, не берутся судить даже местные жители. Возможно, больше тысячи.
- Есть предание, что дерево было посажено на могиле одного из приближенных полководцев Александра Македонского, - пересказывает легенду один из сотрудников Нуратинского заповедника, и тут же замечает: - Все самое древнее принято в этих краях возводить ко временам Македонского...
Хвойные леса в этих местах начали исчезать еще до Рождества Христова. И не из-за изменения климата. Древесный уголь из арчи, дающий чрезвычайно высокую температуру горения, применяли для выплавки металлов рудокопы, доставлявшие золото с Нуратинских гор еще ко двору первых правителей Согдианы. Каким-то чудом до наших дней дожил этот реликт, в исполинских корнях которого образовалась естественная пещера, пригодная для ночлега 2-3 человек. Местные жители рассказывают, что в этой пещере была то ли ханака суфийских отшельников, то ли сельская школа в первые годы советской власти... Точно знает об этом только само дерево, которое должно войти в число природных богатств создаваемого сейчас в рамках проекта ООН Глобального экологического фонда и правительства Узбекистана Нуратау-Кызылкумского биосферного резервата.
Когда вечером солнце садится в узкую, как прицел, прорезь гор, всю долину речки Сангзар захлестывает тишина - первобытное умиротворение азиатской глубинки.