"Ящик для населения" или Будут ли выборы в парламент Узбекистана достаточно прозрачными?
Согласно опубликованному в минувшую субботу постановлению Центральной избирательной комиссии Узбекистана, все дееспособное население страны в декабре нынешнего года обязано "сыграть в ящик" вполне определенного светло-коричневого цвета.
Так или приблизительно так можно истолковать очередное нововведение ЦИКа республики, произвольно переименовавшего традиционные для большинства государств избирательные урны для голосования в так называемые избирательные ящики. Их выпуск в необходимом количестве поручено обеспечить одному из первых совместных предприятий страны - "Совпластиталу".
Специализирующееся на производстве пластиковой мебели, хозяйственной утвари, декоративных цветов для офисов, отелей и похоронных бюро, СП отныне выполнит важнейший государственный заказ с политической подоплекой.
Прозрачный ящик в виде изогнутого прямоугольника из органического стекла, по замыслу авторов дизайна, должен символизировать абсолютную прозрачность и демократичность предстоящих выборов в высший законодательный орган страны - Олий Мажлис, который впервые станет двухпалатным.
Впрочем, ящики - это отнюдь не единственная неординарная идея, реализованная в Узбекистане незадолго до выборов. Чего стоит, например, птица Хумо, находящаяся в центре Государственного Герба и используемая в качестве заставки на местном телевидении. Здесь, расправив крылья, она, словно испугавшись чего-то, тут же поджимает их под себя. Политологи, равно и хуже образованные граждане, озадаченные необычными движениями национального символа, гадают, к чему бы это...
В целом же говорить о начале избирательной кампании в Олий Мажлис Узбекистана нового формата более чем проблематично. По крайней мере, в том виде, в котором аналогичные массовые мероприятия проходят в странах с нарождающейся или устоявшейся демократией. Единственное заметное событие в этом плане - открытие Либерально-демократической партией Узбекистана, состоящей преимущественно из предпринимателей различного ранга, собственной газеты.
Тираж этого издания, правда, ничтожен, и популярности оно, несмотря на приглашение из Москвы дорогостоящего специалиста по предвыборным технологиям и газетному пиару, не имеет. Однако членам партии ее руководство строго предписало обязательно и регулярно закупать несколько десятков, а то и сотен экземпляров этой газеты. Делается это, конечно же, не для того, чтобы пропагандировать некие идеи, а из соображений обеспечения хотя бы относительной рентабельности проекта.
В принципе, сегодня население Узбекистана крайне далеко от политики, в том числе и высокой. В большей степени людей волнует не столько то, кто займет комфортные кресла Сената и Законодательной палаты, обезопасив себя от вероятности сесть в совсем ином качестве, сколько то, на что жить сегодня.
За тринадцать лет независимого развития народ этой страны практически смирился с мыслью, что перестановки и рокировки во властных коридорах никак не отражаются на его благополучии, соблюдении основных конституционных гарантий. Люди давно и хорошо понимают, что честный, порядочный и хорошо образованный человек для существующей власти - что бельмо на глазу. Вряд ли в обозримом будущем такой сможет стать депутатом, даже, если будет пользоваться однозначной поддержкой избирателей. Примеры тому были, есть, и, видимо, будут в декабре нынешнего года.
Весьма скептически относятся люди и к так называемым международным организациям, периодически командирующим в страну своих наблюдателей. В лучшем случае, эмиссары от зарубежья, в силу имеющихся у них полномочий, в состоянии всего лишь констатировать отсутствие демократии в той или иной предвыборной кампании.
Что касается манипулирования общественным мнением и волей избирателей, то аксакалы, избегающие ласки властей, часто приводят такой исторический факт. Во время проведения всесоюзного референдума, состоявшегося, как известно, незадолго до объявления независимости, 98,7 процента населения Узбекистана проголосовали за сохранение СССР.
- Кто-нибудь посчитался с нашим мнением? - резонно, но риторически спрашивают они...