Арестовав Гаффора Мирзоева, президент Таджикистана Рахмонов устранил очередного влиятельного соперника
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ. Где поставит запятую таджикское правосудие?
Шестого августа в Душанбе неожиданно был арестован генерал Гаффор Мирзоев, по прозвищу «Седой». Правда генпрокурор Таджикистана Бобохонов поспешил заявить представителям СМИ, что речь идет пока только о задержании и проверке подконтрольных Мирзоеву сфер деятельности. "Но о его освобождении вы и не думайте", - сказал генпрокурор журналистам.
По некоторым данным, Мирзоев является крупным бизнесменом, владельцем индустрии развлечений, при этом сам Седой отрицает свою причастность к предпринимательству. В последние годы он возглавлял Олимпийский комитет Таджикистана. И на днях он должен был с командой таджикских спортсменов вылететь в Афины.
Гаффор Седой уже давно и хорошо известен в Таджикистане. Хотя бы тем, что еще в начале междтаджикского противостояния не примкнул ни к власти, ни к оппозиции, пытаясь примирить противоборствующие стороны, чтобы избежать кровопролития. Более того, в самом начале гражданской войны Седой во всеуслышание заявил о том, что не возьмет в руки оружие. Однако впоследствии ему все же пришлось повоевать. Он выступил на стороне Эмомали Рахмонова и сыграл большую роль в утверждении Рахмонова на вершине властной пирамиды.
Заслуги Гаффора Мирзоева президент Рахмонов оценил по достоинству, назначив верного сподвижника на исключительно ответственный пост - командующего Президентской гвардией. Это назначение свидетельствовало о практически безграничном доверии со стороны главы государства.
Поэтому увольнение Мирзоева с поста командующего в апреле нынешнего года стало для всех большой неожиданностью. Правда, ему предложили должность директора Агентства по контролю за наркотиками. Эту позицию тоже нельзя назвать «слабой», однако, с переходом на другую работу Гаффор Мирзоев потерял контроль над трехтысячной президентской гвардией, состоящей из преданных ему спецназовцев.
Тогда, после отставки Мирзоева, 200 офицеров подали рапорты об увольнении из гвардии. Бойцы даже готовы были вступиться за своего командира. В Кулябе, на родине Седого, начались народные волнения. Отчаянные головы призывали «пойти на Душанбе» и добиться справедливости. Не останови Седой вовремя своих гвардейцев и земляков - нового кровопролития вряд ли удалось бы избежать.
Слухи о том, что между президентом и генералом пробежала «черная кошка» ходили уже давно. Стало ясно, что президент Рахмонов, по одному ему известной причине, перестал доверять своему испытанному соратнику. Известие об очередном увольнении Мирзоева – теперь уже с должности директора Агентства - не стало бы сенсацией, если бы на следующий день бывший силовик не был арестован.
Власти намерены предъявить Гаффору Мирзоеву обвинения в незаконном хранении оружия. Как сообщил журналистам генеральный прокурор Таджикистана Бободжон Бобохонов, в ходе приема-передачи имущества Президентской гвардии, командиром которой до 26 января был Мирзоев, обнаружено большое количество неучтенного оружия и боеприпасов, в том числе более 300 мин.
При осмотре одного из помещений Агентства по контролю за наркотиками, уже после задержания Седого, было обнаружено несколько тысяч единиц оружия, а в месте расположения фирмы, принадлежащей Мирзоеву, найдена установка "Стингер"
Также, по данным генпрокурора, Гаффор Мирзоев подозревается в убийстве - в апреле 1998 года в его кабинете и из его оружия был застрелен мэр пригородного с Душанбе Шахринавского района Абдулло Мирзоев.
Бобохонов сообщил, что при аресте Мирзоев сопротивления не оказал, но при нем находились семь вооруженных телохранителей, что также запрещено законом.
Однако, возникает вопрос: неужели все эти данные стали известны прокуратуре республики только сейчас? Как все это время Мирзоев мог возглавлять важнейшие силовые и правоохранительные структуры республики и пользоваться доверием президента Рахмонова?
Скорее всего, окончательно победив оппозицию, и значительно укрепив свою власть в стране, глава государства решил теперь избавиться от тех своих сподвижников, кто благодаря своему авторитету и широким связям в государственных структурах и особенно в силовой сфере могли бы со временем стать его конкурентом в гипотетической борьбе за верховную власть.
Об этом в частности свидетельствует и тот факт, что президент Рахмонов жестко потребовал от Москвы выдачи объявленного в розыск по обвинению в заговоре с целью государственного переворота экс- министра МВД Якуба Салимова, который также сыграл не последнюю роль в приходе Рахмонова к власти. В последнем случае ценой вопроса стало пребывание в Таджикистане российских военных. Понятно, что ради этого Москва сделала все для задержания и экстрадиции Салимова. Якуб Салимов - близкий друг Седого еще со школьной скамьи. (К слову, Гаффор Седой получил такое прозвище еще в студенческие годы за раннюю седину).
Нынешняя активная деятельность президента Рахмонова по нейтрализации своих еще недавно могущественных и авторитетных соратников вполне укладывается в логику борьбы за власть на постсоветстком пространстве. Достаточно вспомнить некоторых его коллег (Гейдар Алиев, Эдуард Шеварднадзе, Роберт Кочарян) которые, придя к власти, постепенно избавлялись от своего окружения, способствовавшего их возвышению. Президент Рахмонов в этом вопросе не оригинален. Тем более, что в Душанбе уже давно поговаривали о серьезных политических амбициях Гаффора Седого. Правда, сам он, отвечая на вопрос корреспондента «НГ», намерен ли он в будущем баллотироваться на пост президента, только смеялся и говорил, - «Поживем, увидим».
* * *
Виктория Панфилова - корреспондент «Независимой газеты», специально для Ферганы.Ру. Фото автора