Узбекистан проведет семинар по гуманитарному разминированию
Правительство Узбекистана и Ташкентский офис ОБСЕ планируют провести в октябре 2004 года двухдневный семинар, посвященный проблемам разминирования границы с Таджикистаном и Кыргызстаном с участием национальных и международных экспертов. Об этом корреспонденту Tribune-uz сообщил представитель Министерства иностранных дел республики.
- Цель семинара - определить, насколько эта проблема является острой и значимой с экономической, политической и социальной точек зрения, - отметил он. - Кроме того, будут ставиться вопросы обеспечения безопасности страны без использования мин, привлечения международных доноров к процессу разминирования границ.
Между тем, аспекты присоединении Узбекистана к Оттавской Конвенции по запрещению использования, производства, продажи и хранения противопехотных мин от 1997 года останется вне рамок обсуждения. Ожидается участие руководителей министерств обороны, иностранных дел, комитета по охране государственной границы.
Следует отметить, что проблема использования противопехотных мин является закрытой от общества и щепетильной для узбекского правительства. В течение многих лет республика отказывалась признавать факты гибели иностранных и собственных граждан от мин, расположенных вдоль неделимитированных узбекско-таджикской и узбекско-кыргызской границ.
Официальные лица Ташкента отказывались принимать участие в мероприятиях, организованных Международной кампании по запрещению противопехотных мин (ICBL), лауреата Нобелевской премии мира 1997 года, в частности, в ноябре 2003 года - в Бишкеке, марте 2004 года - в Женеве и апреле 2004 года - в Душанбе. В их рамках поднимались острые проблемы, связанные с использованием различными конфликтующими сторонами боезарядов неизбирательного действия, а также выделения средств на проведение гуманитарных операций и разминирование.
- Хочу заметить, что ранее узбекские власти проявляли заинтересованность в этом вопросе, - подчеркнул представитель МИДа. - Например, правительственная делегация принимала участие в Региональном совещании 1997 года, проходившем в Ашгабате. В том же году Узбекистан проголосовал в пользу резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по запрету противопехотных мин.
Однако представитель внешнеполитического ведомства признался, что 22 ноября 2000 года Ташкент воздержался при голосовании Резолюции 57/74 ГА ООН, посвященному использованию подобных боезарядов. В настоящее время Узбекистан страна является членом Конвенции по обычным видам оружия и ее Протокола II по минам, но не присоединился к этому документу с дополнениями. Представители узбекского посольства в Москве присутствовали в ноябре 2002 года на региональной конференции, однако, никаких комментариев не делали.
11 июня 2004 года на саммите ОБСЕ в Вене министр обороны Узбекистана Кадыр Гулямов заявил о готовности республики к процессу разминирования, и это утверждение было повторено 18 июня официальной правительственной делегацией. Было заявлено, что использование мин - это ответные меры против проникновения в страну бандитских и экстремистских формирований, пресечения незаконного наркооборота и распространения оружия, и они осуществлялись в рамках Устава ООН, подтверждавшего право государства на самозащиту.
По данным ICBL, Узбекистан не производит и не приобретает противопехотные мины. Ранее осуществлялся экспорт данных боезарядов в Афганистан для армии Рашида Дустума, обещавшего защиту от талибов, и они также использовались для охраны собственных границ (с Афганистаном - с 1989 года, Кыргызстаном и Таджикистаном - с 1999 года).
Данных о минировании границ с Казахстаном и Туркменистаном не имеется, хотя, как заявил представитель МИДа, такая возможность обсуждалась после ухудшения отношений с Ашгабатом. По некоторым сведениям, в арсенале Туркестанского военного округа до 1991 года находилось около 4 млн. противопехотных и противотанковых мин, и они предназначались за охраны государственной границы вдоль южных рубежей.
Подавляющая часть – производства 70-80-х годов, и в их числе осколочные мины ОЗМ-72, ПОМЗ и взрывные ПМН. После распада СССР все эти запасы остались в трех республиках. Узбекистан имеет лишь 90 километров границы с сопредельным Афганистаном, и поэтому ему досталась, по-видимому, незначительная часть минного арсенала.
По данным комитета по охране госграницы при правительстве Таджикистана, за это время на противопехотных минах в районе таджикско-узбекской границы погибло 60 и получили ранения различной степени тяжести 70 мирных граждан республики.
По информации Кыргызского комитета "Врачи за предотвращение ядерной войны", численность погибших составляет 25 человек, раненных - 30.
По последним сведениям, 26 июля житель общины «Могиен» села Пуштикурган Истамурод Абдуллаев получил тяжелые ранения, когда во время выпаса скота наткнулся на противопехотную мину, установленную на узбекско-таджикской границе пограничными войсками Узбекистана.
Представитель МИДа Узбекистана воздержался от ответа, будет ли на октябрьском семинаре решаться вопрос выплаты компенсации пострадавшим от узбекских мин. Он также не стал освещать сложность делимитации границ с соседями, заявив, что сейчас работает специальная правительственная комиссия, и это дело не одного дня. В тоже время было заявлено, что семинар предназначен для ограниченного числа участников и его ход и результаты не станут достоянием СМИ.