В Туркмении арестованы организаторы и посетители компьютерного клуба
В Туркменистане арестованы руководители ашхабадского компьютерного клуба и неправительственной организации "Мир с интернетом". По информации представителей туркменской зарубежной оппозиции, все арестованные обвинены по статье за попытку незаконного пересечения государственной границы.
Однако один из соучредителей НПО "Мир с интернетом" сумел избежать ареста. Получив известие о том, что к нему уже направляются стражи порядка, он успел покинуть территорию республики. Нам удалось связаться с ним. На вопросы программы "Фокус" отвечает Виктор Белялов.
Виктор, что Вы знаете об арестах своих коллег и компаньонов по компьютерному игровому клубу?
ВБ: При мне был арестован Атаев Мамур, Сейран Мамедов и Давлет Нияздурдыев. Это основные соучредители. (Его не возможно назвать игровым клубом, потому что игровым он был в основном вечером. Днем он был как класс по обучению компьютерной грамотности. Планировалось развивать его дальше, даже создавалось еще одно подразделение. В Ашхабаде мы еще один клуб начали создавать, но не могу вам конкретный адрес его назвать, потому что я не знаю что с ним сейчас на самом деле). Но, когда я выехал оттуда, я получил информацию, что с класса забирали практически всех людей. Фамилии и имена людей, которые приходили в класс, мною не записывались. Но последнее письмо, которое пришло мне, говорит о том, что на данный момент арестовано более ста человек.
Вы говорите о письме, полученном по электронной почте. Насколько возможно отправить оттуда такое письмо за рубеж?
ВБ: Отправить информацию из Туркменистана невозможно. Это личный канал, на который если я даже намекну, на него выдут моментально.
Вы обучали компьютерной грамотности только жителей столицы?
ВБ: Нет, очень много приезжих. Почему мы планировали развиваться дальше? Потому что в основном ехали люди с районов. В Ашхабаде семьи их зарабатывают и кое у кого имеются компьютеры. Они ходят друг к другу в гости, пользуются этими компьютерами. А ребята с районов и регионов их вообще не видели. Дети не то, что компьютеров не видят, они и обучение практически не проходят. В основном учеба "Рухнамы". Это не только в школах, но и на предприятиях это сейчас заведено. И сбор хлопка и зерновых культур. Т. е. снимаются с учебы и "бросаются" на поля.
Как Вам удалось избежать ареста?
ВБ: Получилось так, что мы с семьей двигались на рынок, когда мне позвонили на телефон и сказали, что меня ищут и ко мне домой за семьей отправлен наряд. Мы сначала выехали за город, дожидались вечера. Ждал подтверждения - может быть, просто заехали, может еще что-то. С кем я ни пытался созваниваться, от меня шарахались просто как от больного. Обычно как они делают - они забирают семью, а ты сам приходишь к ним, потому что семью в любом случае у нас никто не бросает.
Как Вы смогли в столь короткий срок покинуть республику вместе с семьей, несмотря на то, что режим пограничного контроля, как нам известно, в Туркменистане отличается особой тщательностью?
ВБ: Не могу сказать вам это в эфир, потому что пострадают многие люди, которые еще сейчас там находятся.
Скажите, Виктор, а какова в целом ситуация с использованием Интернета в республике?
ВБ: Для жителей Туркменистана, можно сказать, Интернета нет вообще. Интернет могут подключить только государственные организации, при этом спецслужбы сразу проводят собеседования, чтобы оппозиционные сайты они не посещали, чтобы письма, которые они пишут, имели содержание только технического характера, но ни какой политики. При этом они, конечно, не упоминают о том, что эти письма складываются, просматриваются органами. Я знаю, что стоит техника, которая переправляет эти письма к ним, перед тем как отправить их с территории Туркменистана. Я знаю даже людей, которые пострадали от этого.
Однако, насколько я знаю, международные организации осуществляли проекты по "интернетофикации" населения Туркмении...
ВБ: На перекрестке улиц Алишера Навои и Первомайской открыт центр, кажется, от ООН, но там постоянно находится сотрудник МНБ и если кто-то туда заходит и выходит, он потом ставится под контроль. Потом у него могут возникнуть проблемы с выездом из страны - его имя попадет в соответствующий "черный список". Люди, которых по этим спискам просматривают и разворачивают обратно с аэропортов, на погранконтроле стоят часами, даже задержки рейсов из-за этого происходят. Поэтому, по страхом преследования спецслужб, люди в этот компьютерный центр не ходят, этот класс пустой. Может быть организаторы сделали вывод, что людям это не надо и не стали дальше раскидывать такие же точки в других регионах.
Информацию Виктора Белялова, одного из соучредителей НПО "Мир с интернетом", дополняет наш корреспондент в Туркмении Дурды Назаров. По его сведениям, в Туркменистане услуги по доступу к Интернету и к электронной почте предоставляет только государственная компания "Туркментелеком". Эта компания стала монополистом в 2000 году, когда были отозваны лицензии у независимых провайдеров, а 2 года назад без объяснения причин по всей стране закрылись немногочисленные Интернет-кафе. Вскоре были заблокированы сайты оппозиции и сайты часто критикующие туркменское руководство, в том числе и сайт "НВ".
Из десятка высших учебных заведений страны доступ к Интернету имеют несколько вузов. Причем компьютеры, подключенные к сети, находятся только в одной аудитории и студенты входят во Всемирную паутину под строгим присмотром преподавателей.
"Смягчение" режима доступа к Интернет получили иностранцы, приезжающие в Туркменистан. В дорогих гостиницах открыты специальные комнаты с компьютерами, подключенными к всемирной сети.