Эксперт "Ферганы.Ру" делится впечатлениями от только что просмотренного фильма "Фаренгейт 9/11"
Сделанная в форме журналистского расследования, антибушевская картина американского режиссера Майкла Мура ставит проблему доверия нынешнему высшему руководству США со стороны простых американцев, которые отправляют своих сыновей и дочерей на войну в Ираке. Фильм получил главный приз последнего международного Каннского кинофестиваля. На одном из премьерных показов ленты в Вашингтоне побывал наш постоянный автор - Мансур Мировалев.
* * *
Я искренне надеюсь, что Джордж Буш младший так же обречен на поражение, как "Фаренгейт 9/11" - на успех. Документалистика и развлекательность - далеко не синонимы, но Майклу Муру, автору, режиссеру и продюсеру фильма, их совместить удалось. Несмотря на определенные художественные достоинства "Фаренгейта", решение жюри Каннского фестиваля о присуждении Золотой пальмовой ветви можно считать исключительно политическим.
В субботу в кинотеатре на вашингтонской Е-стрит, расположенной в нескольких минутах ходьбы от Белого Дома, билеты на "Фаренгейт" были распроданы на все сеансы, кроме полуночного. Лицезреть Буша на сон грядущий я не решился и купил билет на следующий день.
Зал был наполнен людьми от семнадцати до семидесяти - фильму присвоен рейтинг "R", запрещающий допуск детей и подростков, и поэтому американскому юношеству придется подождать выхода фильма на ДВД и видео.
В сюжете "Фаренгейта" можно выделить несколько главных тем: развенчание и уничижение Буша и его команды, давняя связь между Бушами, Бин Ладенами и саудовской знатью, фабрикация поводов для войны в Ираке, запугивание американского народа и боевые будни американской армии. По всем этим поводам много уже было сказано, показано и написано, но Мур представил самый достоверный диагноз и приговор Бушу-младшему и его подельникам.
Тщательно выстроенный и проверенный коллаж из интервью, документальных съемок, комических монтажей и нескольких переиначенных кусочков голливудской классики сопровождается закадровым комментарием самого Мура. Очень качественная звуковая дорожка подстегивает, настраивает и смешит зрителя в нужный Муру момент.
Самый трогательный побочный сюжет - история матери из городка в американской глубинке, которая убедила своего сына пойти в армию. Вместо возможности увидеть мир и получить льготы для учебы в колледже сын теряет веру в свое правительство и погибает в Ираке.
Мур утверждает, что каждый факт в фильме был проверен и перепроверен, и любая попытка привлечь его к суду за клевету или наветы будет встречена ответным иском. Иски, несомненно, будут, но они только подольют воды на Мурову мельницу.
Мур прошелся по биографии младшего Буша суровой суковатой дубиной. С самого начала было ясно, что юный Джордж интеллектом не изуродован, но Мур унизил своего президента с искренней ненавистью, мастерством и смаком. Попало и Бушу-батьке, который ручкается с вереницей саудовских товарищей, способствует их капиталовложениям в Америке и председательствует в огромной компании по производству вооружений.
Одна из самых эффектных частей фильма - минуты, проведенные Бушем-сыном среди школьников утром 11 сентября, между сообщениями о первом и втором самолетах, врезавшихся в здания Всемирного торгового центра. Мур сопровождает показ обескураженного Буша собственными предположениями о возможном ходе его мыслей и перемежает их съемками очевидцев падения башен ВТЦ и перечнем упущений президентской администрации, благодаря которым теракт стал возможным.
Другой замечательный момент - Бритни Спирс, вяло сообщающая о своем доверии к Бушу и показанная сразу после слез и горя арабской женщины, стоящей возле развалин своего дома и призывающей божий гнев на головы оккупантов. Наверное, впервые в своей жизни американские зрители сочувственно вслушивались в слова "Аллах акбар". Подобные перепады получаются у Мура-режиссера лучше всего.
Примерно к середине фильма динамизм, к сожалению, теряется, и град разоблачений и фактов начинает утомлять. После недавних снимков из тюрьмы Абу-Граиб приведенные Муром развлечения американских солдатиков в Ираке и их шутки в духе "у покойника выше подоконника" не особо потрясают, гораздо интереснее их рассуждения о самой войне. "Невозможно убить кого-то, не убив часть самого себя", говорит юный солдат.
Фильм завершается одной из знаменитых оговорок Буша, когда он тщетно пытается процитировать простейшую пословицу, чтобы проиллюстрировать свою мысль о том, что "нельзя, чтобы нас дурачили".
Муру создал впечатляющее и многоголосое документальное полотно, после которого невозможно не только поддерживать Буша, но вообще воспринимать его как вменяемого человека. Мур говорит, что главная цель фильма - поражение Буша на выборах. Будем надеяться, что Мур сделал свое дело и Буш может уходить.