Ташкент заговорил по-русски и по-китайски. Идея либеральной империи наконец-то докатилась до Узбекистана
Жара под сорок, чисто выметенные улицы, свежеокрашенные дорожные разметки - так столица Узбекистана встречает гостей саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
На два дня центр города превратился в пешеходную зону. Студенты, домохозяйки, служащие передвигаются на своих двоих по заблокированным грузовыми машинами дорогам: таковы принимаемые здесь беспрецедентные меры безопасности.
Плакаты с приветствиями на китайском и русском языках выглядят экзотично в окружении наглядной агитации, исполненной латинским шрифтом (Узбекистан несколько лет назад отказался от кириллицы. - "МН"). Кое-где появились портреты Путина, их оживленно фотографируют стайки англоговорящих журналистов.
Ташкентская улица демонстрирует смену политической моды. И одинокий лозунг на английском языке "Сила - в справедливости" выглядит как дань недавнему увлечению Соединенными Штатами.
ДРУЖБА ЗАНОВО
16 июня два президента документально оформили то, что в последние полтора года с нескрываемым энтузиазмом обсуждали российские и узбекские дипломаты и политики. Владимир Путин и Ислам Каримов подписали Договор о стратегическом партнерстве, который, как заявили подписанты, заложит фундамент новых отношений на долгосрочную перспективу между Россией и Узбекистаном.
В переводе с протокольного на обычный язык это означает, что теперь два государства подвели жирную официальную черту под чередой взаимных обид, критических выпадов в адрес друг друга в ельцинскую пору.
Какими же будут "новые отношения", о которых говорят президенты? И что вызывает такой энтузиазм участников встречи?
Российский капитал и политика рука об руку двинулись на Восток бывшего СССР, который после прихода американцев в Центральную Азию считали потерянным. ЛУКойл подписал контракт на разработку газовых месторождений с "Узбекнефтегазом" на сумму почти один миллиард долларов. Газпром плотно укореняется в этой азиатской республике, к 2006 году он возьмет в управление узбекскую часть известного советского газопровода "Средняя Азия - Центр". "Вим-Билль-Данн" приобрел 77 процентов акций компании "Тошкентсут" и намерен вложить в производство молочных продуктов 20 миллионов долларов.
Приход российских компаний в Узбекистан стал возможен потому, что власти приняли политическое решение о гарантиях по защите инвестиций. Когда-то в Ташкенте с воодушевлением ожидали западные капиталы. "Нищий нищему не помощник", - утверждали узбекские политики, не скрывая скепсиса по отношению к перспективам интеграции постсоветских республик. Позднее выяснилось: западные капиталы предпочитают тепличные условия, которые Узбекистан предоставить не может.
У КАЖДОГО СВОИ ВРАГИ
Есть еще одно обстоятельство, затрудняющее развитие экономики Узбекистана. Это его географическое положение. В мире найдется считанное количество стран, не граничащих с государствами, имеющими выход к открытым морям. Узбекистан - один из этих неудачников. Расположенный в самом центре Центральной Азии, он полностью зависит от коммуникаций, проходящих по соседним странам. А они - Казахстан и Киргизия - входят в таможенную зону ЕврАзЭС (вместе с Россией, Белоруссией, Таджикистаном), внутри которой действуют свои тарифы.
Год назад на открытии газоконденсатного хранилища под Андижаном президент Каримов пожаловался, что из-за высоких цен пришлось отказаться от услуг казахстанских железнодорожников. Компрессоры для хранилища перевозили на российских "Русланах", которые тоже влетели в копеечку.
Транспортная инфраструктура - как раз одна из задач, которые Узбекистан пытается решить в рамках ШОС. Все ее члены (Китай, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизия) намерены превратиться в своеобразный трансконтинентальный мост между странами ЕС и Юго-Восточной Азии.
Ташкентская декларация, принятая участниками саммита, как бы подводит черту под процессом становления ШОС. Считается, что отныне ШОС, определив основные направления деятельности, начнет работать как региональная организация.
К саммиту приурочили торжественное открытие в Ташкенте штаб-квартиры Регионального антитеррористического центра ШОС. Это единственная организация, уже имеющая полноценный бюджет. Неудивительно, что вокруг нее развернулась борьба. Сначала планировалось, что центр будет базироваться в Бишкеке, но Ташкент перехватил инициативу.
Если судить по подписанным документам, антитеррористический центр, который будет обладать своим банком данных, защитой секретной информации в сфере борьбы с терроризмом, должен превратиться в некий аналог регионального Интерпола. Что, в общем, понятно - у стран - участниц ШОС свои враги: у Китая - уйгурские сепаратисты, у России - чеченские боевики, у Узбекистана - члены исламских организаций. Теперь, видимо, борьба со всеми будет общим делом.
ДОСЬЕ
Шанхайская организация сотрудничества - межправительственная организация, созданная в июне 2001 года в Шанхае. В ШОС входят Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Общая территория - более 30 млн. кв. км, или 60 процентов площади Евразии. Общая численность населения - около 1,5 млрд. человек, или одна четверть населения Земли.
С момента подписания в 1996 г. главами России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Китая соглашения об укреплении доверия в военной области в пограничных районах сотрудничество членов ШОС постепенно распространилось на политическую, дипломатическую и торговую сферы.
В 2001 г. создан механизм саммитов, в 2002 г. подписана Хартия - основной уставной документ, в 2003 г. учрежден Секретариат ШОС. Пост секретаря ШОС поочередно занимает представитель каждой из стран-участниц, срок полномочий - 3 года, возможность быть избранным на повторный срок исключается. Первым секретарем ШОС избран замминистра иностранных дел КНР Чжан Дэгуан. В январе 2004 г. в Пекине открыт офис Секретариата ШОС.
Обсудить тему на Форуме.Ферганы.Ру