Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Старший цензор Узбекистана Камилов отправлен на пенсию

08.05.2002 00:00 msk, Г.Бухарбаева, Б.Абдуллаев

Старший инспектор управления по охране государственных тайн Комитета по печати Узбекистана Эркин Камилов неожиданно был отправлен на пенсию «по состоянию здоровья», уход «главного цензора страны» многие журналисты восприняли как маленькую победу свободы слова, но их радость длилась недолго.

Выход на пенсию Эркина Камилова произошел после празднования в Узбекистане 3-его мая Всемирного дня свободы прессы, где прозвучали жесткие обвинения в адрес Государственного комитета по печати республики о злоупотреблении им своими полномочиями, о существовании тотальной цензуры над СМИ.

Однако по данным представителя аппарата президента Узбекистана Шерзода Кудратходжаева, уход на пенсию Камилова не связан с выступлениями журналистов против цензуры. «Это просто совпадение», - сказал он.

По информации отдела кадров Госкомпечати Узбекистана, в ближайшее время на место ушедшего Камилова будет назначен новый человек, и управление по охране государственных тайн продолжит свою работу.

Тем не менее, по словам журналистов, работающих на местные СМИ, для них день ухода Камилова стал настоящим праздником. По словам обозревателя газеты «Правда Востока» Сергея Ежкова, Эркин Камилов являлся наиболее «одиозной фигурой, перед ним трепетали все журналисты и даже прокурорские работники, которые также не могли добиться публикации своих материалов в прессе».

По мнению Карима Бахриева, юриста Internews–Uzbekistan, вряд ли можно еще найти такого яростного цензора, хранителя «государственных тайн», как Эркин Камилов.

Уход Камилова, по мнению Ежкова, связан с тем, что власти решили отстранить наиболее одиозную фигуру, с именем которого связано негативное представление о Государственном комитете по печати, который стал символом узбекской цензуры.

Приход нового человека, по мнению Сергея Ежкова, может смягчить положение, но только временно. «Если он пропустит пару раз материалы, которые не должны были пройти, и получит за это нагоняй, то в следующий раз будет таким же бдительным, как Эркин Камилов», - отметил Сергей Ежков.

По словам многих журналистов, произошедшие кадровые перестановки, какими неожиданными бы они ни были, не поменяют общую ситуацию со свободой СМИ в Узбекистане, система контроля над прессой продолжит работу, так как цензуру никто не отменял.

По мнению Карима Бахриева, у властей всегда найдутся рычаги давления на журналистов даже при условии отмены предварительной цензуры.

«Ужесточат законодательство, повысят налоги или пошлину на ввоз бумагу, сделают оплату за телефонные разговоры повременной, чтобы ограничить Интернет, кого-то из

журналистов убьют руками мафии, чтобы другие боялись писать о коррупции,

завалят редакции исками о возмещении морального ущерба, разорят СМИ

штрафами и т.д. и т.п», - сказал Карим Бахриев.

Показательным примером может стать случай известного поэта из Бухары Юсуфа Джумаева (Usuf Jumaev).

В ноябре прошлого года Юсуф Джумаев был арестован по обвинению в посягательстве на конституционный строй Узбекистана, оскорблении чести и достоинства президента страны Ислама Каримова.

Сотрудники Бухарского областного управления Службы национальной безопасности (СНБ) посчитали, что стихи Юсуфа Джумаева направлены против государственного строя Узбекистана, политики президента и правительства.

«В моих стихах нет упоминания ни одного имени, почему созданные мной образы воспринимаются властями как критика в их адрес?», - сказал Юсуф Джумаев.

Тем не менее, в конце 2001 прошлого года состоялся суд над Юсуфом Джумаевым, и только благодаря усилиям посольства США в Узбекистане и международным организациям суд приговорил поэта к трем годам условного лишения свободы. Важную роль в решении суда, по мнению многих правозащитников, сыграла подготовка в тот период визита Ислама Каримова в США.

"Без вмешательства правительства США, меня бы приговорили на 10-15 лет лишения свободы", - говорит Юсуф Джумаев.

Но сразу после возвращения в середине марта президента Узбекистана из Вашигтона, Юсуфа Джумаева вновь начали вызывать в Каракульское районное отделение внутренних дел (РОВД) Бухарской области, сообщив его семье, что против него возбуждено новое уголовное дело, теперь уже о краже соседской собаки.

По мнению Юсуфа Джумаева, на этот раз власти серьезно взялись за него и возможно ему не удастся избежать тюрьмы. «Когда меня освобождали, сотрудники милиции, открыто заявляли, что после возвращения Каримова из Америки они смогут снова меня арестовать, а в дело по краже собаки вряд ли будет вмешиваться посольство США», - сказал Юсуф Джумаев.

В настоящее время Юсуф Джумаев вынужден скрываться, он просит помощи защиты у международных организаций, посольств, коллег журналистов.

Однако разобщенность журналистов в Узбекистане, отсутствие объединяющей их журналистской организации, и просто страх перед властями вряд ли может гарантировать Юсуфу Джумаеву помощь со стороны коллег.

Обращение к журналистам во время конференции, организованной ООН и Институтом открытого общества 3-го мая в Ташкенте, поддержать Юсуфа Джумаева не вызвало у присутствовавших журналистов никакой реакции.

Также пассивно журналисты прореагировали на инициативу известного в Узбекистане журналиста Аъло Ходжаева принять обращение к президенту Исламу Каримову с просьбой об отмене цензуры. Более того, многие журналисты постарались публично откреститься от этого обращения.

А организаторы мероприятия – представительство ООН и фонда Сороса - Институт открытое общество в Узбекистане, по словам Шерзода Кудратходжаева, обратились в аппарат президента республики и принесли свои извинения, сказав, что они не планировали принятие каких-либо обращений.

Как сказал Шерзод Кудратходжаев, ООН и фонд Сороса также извинились за наиболее активно и критически выступивших участников конференции, сказав, что они их не приглашали на мероприятие.

Карим Бахриев сказал по этому случаю, что силы журналистов разобщены: «Мы как арестанты, сидящие в разных камерах одной большой тюрьмы».

В этих условиях кадровые изменения, уход даже такой фигуры, как Эркин Камилов, вряд ли что-то может изменить, если цензор и страх, по всей видимости, уже сидит в головах некоторых журналистов и даже сотрудников авторитетных международных организаций.

Галима Бухарбаева - директор проекта IWPR в Узбекистане,

Бобомурод Абдуллаев - собственный корреспондент IWPR в Узбекистане.

ИНСТИТУТ ПО ОСВЕЩЕНИЮ ВОЙНЫ И МИРА, представительство в Узбекистане