Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

В Ангрене начнут выпускать шины Bridgestone, но решит ли это проблемы умирающего города?..

31.05.2004 00:44 msk, Х.Арипов

В Ангрене начнут выпускать шины Bridgestone, но решит ли это проблемы умирающего города?..

С 1974 до 2003 года это предприятие, до сих пор ведущее в своей отрасли в Узбекистане, было известно как «Ангренский завод резинотехнических изделий» и являлось одним из градообразующих для Ангрена - крупного промышленного центра Ташкентской области с населением около 130 тысяч человек.

Разрушение внешнеэкономических связей в 90-х годах поставило завод на грань банкротства. С апреля 2003 года при участии инвесторов из Объединенных Арабских Эмиратов, вложивших в его реконструкцию 1 миллион 500 тысяч долларов, предприятие было преобразовано в ОАО «Capital Rubber Industry» и начало выпускать продукцию для внутренних нужд узбекистанского рынка. В основном, это детали и комплектующие для сельскохозяйственной, машиностроительной, добывающей, энергетической и транспортной отраслей. А также шум поглощающие прокладки для автомобилей DAEWOO. По словам исполнительного директора предприятия, Отабека Асадуллаева, во втором квартале 2004 года при участии пакистанской фирмы «Union Capital» здесь будет запущена линия по производству автомобильных шин «BRIDGESTONE».

- Мы провели мониторинг рынка авто запчастей в Центральной Азии, на основании которого можем твердо рассчитывать на то, что сбыт нашей продукции в Узбекистане и, в дальнейшей перспективе, за рубежом гарантирован. Ориентировочная цена шин составит около $20 за единицу продукции, - говорит Отабек Асадуллаев. - В будущем мы планируем наладить и выпуск шин для сельскохозяйственной техники, в которых сейчас существует особенно острая потребность. Запуск линии по производству автомобильных шин добавит еще 150 рабочих мест к уже имеющимся на предприятии 1800.

Но это достижение местных производителей, к сожалению, не решит всех проблем города, который без всякого преувеличения можно отнести к категории «умирающих». В Ангрене, едва только въезжаешь в него по трассе Ташкент-Фергана, бросаются в глаза целые кварталы пустующих, брошенных жителями многоэтажных домов. Люди бегут от свирепствующей здесь безработицы и социальной неустроенности.

На градообразующих предприятиях добывающей отрасли - Ангренском угольном разрезе и золотоносных шахтах зарплаты квалифицированных специалистов в 3-5 и более раз выше, чем в среднем по области, но работают на них сегодня не более десяти тысяч человек.

С 1999 года прекратила существование некогда знаменитая на всю страну горная туристическая база в районе поселка Янгиабад. В Ангрене жители жалуются на отсутствие элементарных бытовых удобств - горячей воды, отопления, газа и многомесячные задержки с выдачей заработной платы. Стоимость трехкомнатной квартиры в центре города не превышает $200, а однокомнатной - $50. И все равно многие дома пустуют, подвергаясь дальнейшему разграблению и разрушению.

Вот что говорят об этом горожане.

Анатолий Иванович, жилец одной из квартир в почти полностью пустующем доме:

- Я купил эту трехкомнатную квартиру в прошлом году за 100 долларов. Отопления, газа и горячей воды нет. Холодная вода не доходит выше второго этажа. Электрощит сам восстанавливал. Те, кто уезжает отсюда, часто не могут продать жилье даже за символическую плату. Кому оно здесь нужно? Двери, оконные стекла и рамы, полы, сантехнику – все, что только можно сорвать, мародеры вытаскивают из брошенных домов и продают за перевал, в Ферганскую долину, где находятся покупатели. На том и живут сейчас многие, даже молодежь. Жить здесь просто страшно, но податься моей семье больше некуда. Родственников в России у нас нет, даже дальних.

Пенсионерка, торгующая куриными яйцами у обочины дороги:

- Я тоже живу в доме, где больше половины квартир пустуют. В сороковых годах я приехала сюда из Ульяновска. Здесь тогда жизнь была лучше, чем в Поволжье. Намного лучше. И климат. И работа с высоким заработком. И обеспечение. Теперь все наоборот. У меня пенсия 15000 сумов ($15). Выжить на нее нельзя. Но я развожу на балконе кур и уток. Птицы мои никому не мешают – вокруг никто не живет. Продаю свежие яички проезжим. Тем и спасаюсь.

Бахтиер, служащий:

- На угольном разрезе и шахтах зарплата - около 150 долларов, но там работает не много людей. Оценить же реальные доходы наших горожан очень трудно. Зарплаты, и без того мизерные, задерживают на семь-восемь месяцев. Каждый тут промышляет, чем сможет. Подростки, например, целыми днями роются на мусорных свалках, которых много осталось в городе и его окрестностях. Выуживают всякий металлолом, детали с цветными металлами, проволоку, чтобы потом продать в Казахстан. Роются и в отвалах уже не работающих шахт. Некоторые держат скотину, но животноводство в здешних местах убыточно – мало корма. Кто-то ловит рыбу и продает ее вдоль трассы, идущей из Ташкента в Ферганскую долину. Один ученый, историк, говорил мне, что на старо-персидском языке Ангрен означает – Долина Смерти. Будто бы здесь в древности из-за выхода на поверхность угольных газов гибло много путешественников по Шелковому Пути. Я помню это долину цветущей, когда жить здесь было лучше, выгоднее, престижнее, чем в других местах. Теперь русские, у кого есть хоть малейший шанс, уезжают в Россию, корейцы – в Ташкент или под Ташкент, крымские татары – в Крым. На освободившиеся места в 90-х годах приехали беженцы от засухи в Приаралье и от гражданской войны в соседнем Таджикистане. Если бы где-то жизнь не была еще хуже, этот город давно бы совсем опустел. А ведь он находится всего в часе езды от столицы…

На ОАО «Capital Rubber Industry», уже после его реорганизации, в 2003 году прошла крупная забастовка работников, требовавших выдать им зарплату, задержанную с начала года.

- На сегодняшний день мы уже погасили долги по зарплате по январь месяц, - заверил Отабек Асадуллаев. - И постараемся как можно скорей выплатить нашим работникам остальное. Если же говорить о проблемах предприятия, самая острая из них - очень высокие налоговые начисления. Несмотря усилия по восстановлению и развитию производства, у нас пока задействовано не более 35% от имеющихся площадей, но налоги мы продолжаем платить за все. Оформить временную консервацию не работающих участков не удается. Конечно, это не лучшим образом сказывается на себестоимости, цене и, стало быть, конкурентоспособности нашей продукции. Но мы надеемся преодолеть и эти трудности. Предприятие нужно городу, а его продукция - стране.

Разумеется, не все работники разделяют оптимизм исполнительного директора.

- Даже бастовать здесь бесполезно, – говорят прохожие Анвар и Ильхом. - Всем на все наплевать! Вся катится к черту! Бастуй, не бастуй - денег как не давали, так и не дают! Русские и татары бегут в Россию, а узбекам куда деваться?..

Однако, вакансий на ОАО «Capital Rubber Industry» в настоящее время нет. Люди нуждаются в рабочих местах. Город, как может, стремится выжить.