Вы находитесь в архивной версии сайта информагентства "Фергана.Ру"

Для доступа на актуальный сайт перейдите по любой из ссылок:

Или закройте это окно, чтобы остаться в архиве



Новости Центральной Азии

Сарезское озеро на Памире: взгляд журналистов из Таджикистана

17.05.2004 23:14 msk, Парвина Хамидова

…6 февраля 1911 года в 23ч. 15 мин. в Хороге почувствовали сильный толчок. В Сарезе все выскочили из кибиток с криками и плачем. Два дома завалило, четыре потрескалось. С запада слышался дикий грохот, который сливался с воем сходящих лавин. Луна над Марджанаем начала тускнеть. Утром все было в пыли, висевшей в воздухе, а земля продолжала трястись. Когда парни подошли туда, где был Усой, кишлака они не увидели. Вместо него возвышалась гора каменных глыб…

Так известный ученый-исследователь О.Агаханянц описывает свидетельства очевидцев землетрясения, перекрывшего реку Мургаб, с которого началась история Сарезского озера.

Миф о «Сарезском драконе»

С тех пор и по сегодняшний день высокогорное озеро не перестает волновать ученых многих стран. За более чем 90-летнюю историю озера Сарез его изучением занимались многие научные институты бывшего СССР.

Основной «камень преткновения» Сареза – устойчивость Усойского завала. Учеными выдвигались самые различные версии возможного поведения завала в случае землетрясения, или другой не менее глобальной катастрофы. Высказывались самые различные мнения: от категоричного «прорвет», до не менее категоричного «не прорвет». В 2001 году газета Asia-Plus рассматривала наихудший сценарий прорыва плотины:

«Это будет апокалиптическая картина. 17 кубических километров воды хлынут в долину. Волна высотой пятьдесят метров (размер двадцатиэтажного дома!) по руслу Мургаба и Бартанга рванет, сметая все на своем пути к Пянджу и Амударье. Это будет невиданный ранее сель, представляющий собой густую грязекаменную смесь. Грязь будет двигаться медленнее воды, а впадающие в основные реки боковые потоки, будут какое-то время накапливаться и растекаться, затапливать местность, образуя небольшие озера. Накопившаяся вода время от времени будет разжижать грязевой вал, увеличивая его скорость.

По мнению специалистов, наводнение будет расти с очень большой скоростью. Так, до первого на своем пути кишлака Барчадива (20 км от Сареза) стихия дойдет за шестнадцать минут, до Московского района - за 10 часов, а до Термеза за четверо суток. Предположительно в зоне Московского района образуется большой разлив. Дойдя до Шаартуза, селевая река раздвоится: один рукав пойдет по Караккумскому каналу до города Мары (Туркменистан), другой двинется далее по Амударье и затопит все прибрежные земли до Арала. Всего затоплению подвергнется территория, на которой проживает более 5 млн. человек. 370 тысяч из них - в Таджикистане.

Через некоторое время вода станет убывать и нового моря в Центральной Азии не образуется. Также трудно говорить об экологических последствиях в регионе. Уверенно можно сказать только одно - экономические потери Таджикистана будут значительно меньше, чем у соседей. В Таджикистане будут затоплены несколько населенных пунктов и приграничных частей вдоль рек бассейна Амударьи.

В Туркмении вода затопит два областных центра - Мары и Ташауз. Для Узбекистана разлив будет иметь куда более тяжелые последствия. Вода смоет и займет большую часть плодородных земель страны».

Реальная угроза

Между тем уже тогда большинство ученых придерживалось другой точки зрения. Полный прорыв плотины невозможен, глобальной катастрофы не будет. Это было подтверждено, когда в 2000 Таджикистане началась реализация большой программы «Сарезское озеро: проект снижения риска», финансируемой Всемирным Банком. Проект состоит из 4 компонентов:

1. Разработка и установка в районе Усойской плотины и в долине реки Бартанг системы раннего оповещения и мониторинга за поведением плотины;

2. Подготовка населения долины р. Бартанг и р.Пяндж на случай возникновения стихийного бедствия;

3. Варианты долгосрочных решений проблемы Сарезского озера;

4. Укрепление двух департаментов МЧС РТ: департамента «Усой» и «Департамента защиты населения».

Исполнителем технического и научного аспектов проекта была назначена швейцарская фирма Stucky, которая приступила к работе в ноябре 2000 года. В 2001 году по заказу швейцарской фирмы местными специалистами из Академии наук РТ, Таджикглавгеологии, Гидрометоеслужбы и др. были составлены отчеты с анализом всех предыдущих исследований. В свою очередь проанализировав все результаты, специалисты пришли к выводу, что степень опасности Сарезского озера ниже, чем это предполагалось ранее.

- Основная проблема Сарезского озера – это наличие Правобережного оползня, – рассказывает один из экспертов, приглашенных швейцарской компанией, заместитель директора таджикского НИИ сейсмостойкого строительства и сейсмологии Анатолий Ищук. – В существующих материалах исследования приводятся данные о его строении, механизме смещения, расчетах объема и скоростей смещения, величине волны перелива через плотину в случае падения оползня в озеро. Однако всем этим гипотезам нет инструментальных подтверждений. Международные эксперты, рассмотрев дважды в июне 2002 и ноябре 2003 гг. результаты прошлых исследований и материалы работ, выполненные компанией Stucky, пришли к выводу, что существующие объемы неустойчивых массивов на Правобережном склоне не могут существенно повлиять на целостность Усойского завала в случае их обрушения в озеро. Реальную угрозу, по мнению тех же экспертов, представляет случай, когда в результате, например, землетрясения могут измениться условия фильтрации через плотину, и вода начнет переливаться через нее. Но даже в этом случае региональной катастрофы не произойдет.

Следует отметить, что сам Усойский завал находится под пристальным вниманием ученых. По словам директора управления по решению проблем по озеру Сарез при МЧС Таджикистана Анвара Абдуллаева, за плотиной наблюдает специальное Управление «Усой» при МЧС. Постоянно на месте работают посменно по несколько сотрудников. Они круглый год следят за ее состоянием, делают необходимые замеры. Сегодня по их данным сквозь тело плотины ежедневно просачивается 50 кубометров воды в секунду.

Кандидат геолого-минералогических наук, Светлана Виниченко долгое время проработавшая в Таджикглавгеологии, рассказала о проблеме более детально:

- В правом крыле Усойского завала, где он примыкает к долине реки Мургаб, до глубины 100 м. и шириной около 200 метров есть полоса, которая сейчас интенсивно размывается. Там образуется так называемый русловой каньон, который постепенно размывается. В 1911 году длина перемычки плотины в долине реки составляла 5,5 км, сейчас только 1,4 км. Таким образом, за 90 лет ее размыло на 4 км. Моделирование по скорости не делал никто, но очевидно, что рано или поздно произойдет окончательный размыв и часть воды (до 10 процентов) хлынет в долину. Катастрофического прорыва не будет, но тем не менее близлежащие кишлаки пострадают и люди должны быть к этому готовы.

Люди теоретически готовы

Таким образом, наибольшая опасность в случае катастрофы угрожает кишлакам Бартангской долины, как самым ближним к озеру. Для того, чтобы снизить количество жертв в этом случае в рамках упомянутой выше большой программы по Сарезскому озеру был выделен особый аспект - социальный. Его реализацией занималась гуманитарная организация «Фокус: Гуманитарная помощь США». Совместно с МЧС РТ еще в 99 году была создана система оповещения для Бартангской долины. Эта система состоит из нескольких радиостанций, соединенных в цепь, по которым посылается сигнал тревоги. Одна радиостанция установлена непосредственно на Усойском завале, две другие в офисах МЧС в Душанбе и Хорога, третья в райцентре Рушан, и еще в семи крупных кишлаках долины Бартанга. В случае тревоги сигнал сирены раздается одновременно по всей цепи. Услышав сигнал, уже обученные жители этих кишлаков, должны бросить все дела и подняться на специальную площадку – «островок безопасности» и уже там дожидаться основной помощи. На тех же «островках» их ждут специальные склады с т. н. неприкосновенным запасом – палатками, теплыми вещами, спичками и дровами. На складах есть также лекарства и небольшие продовольственные запасы, состоящие из муки, соли, масла и сахара. По словам С.Виниченко, которая также работала в то время по проекту, местные жители с большим энтузиазмом принимали участие в проекте.

- Когда живешь в районе потенциального стихийного бедствия, об угрозе как-то забываешь. На первом плане у людей - ежедневные бытовые проблемы. Тем не менее люди очень серьезно отнеслись к этой программе. Давали советы, где лучше разместить склады, всегда с удовольствием участвовали в наших учениях, – рассказывает она. – Все очень трезво оценивали степень опасности, но за те два года, что я там проработала ни разу не слышала, что кто-то собрался переезжать на другое место жительства.

Что дальше?

Как сообщил директор Центра управления проектом (ЦУП) «Сарезское озеро: проект по снижению риска» Рустам Бабаджанов, сегодня социальный компонент проекта почти завершен. Он охватил 157 кишлаков по всей зоне возможного прорыва озера. Осталось провести только итоговые учения, которые будут возможны после установления системы оповещения и мониторинга. Это должно произойти до конца текущего года.

В конце мая в Душанбе пройдет очередной международный семинар по проблеме Сареза. На нем также будут рассматриваться возможные сценарии дальнейших действий вокруг озера. Существует много вариантов, от строительства ГЭС и мини-ГЭС как на самом озере, так и в долине рек Мургаб и Бартанг, до установления понтонных насосов для откачки избытка воды. Однако все это очень дорогостоящие проекты. Тем более, что к самому озеру нет даже дороги. Последние перед Сарезом 18 км можно преодолеть только пешком. По словам А.Абдуллаева, бюджетом на строительство этой дороги предусмотрено ежегодно 100 тысяч сомони в год (около $34 тыс.), тогда как по проекту стоимость дороги - $9 млн.

Анатолий Ищук считает, что нагнетать дальнейшие страсти вокруг озера ни стоит ни в коем случае.

- Это было бы крайне неразумно, – говорит он - В природе существует множество озер, образовавшихся при аналогичных условиях, которые показали себя как очень устойчивые объекты. Например, Искандеркуль на севере Таджикистана или Яшилькуль на Памире. Сарез представляет такой большой интерес, так как это очень молодое озеро, которое возникло буквально у нас на глазах. Озеро представляет большой научный интерес, потому что нигде в мире нет такой большой плотины (длина 5400 метров, ширина - 4800 м и максимальная высота - 640-660 метров) и наблюдения за ней очень интересуют ученых. Вообще по международным правилам плотина высотой более 15 метров должна оснащаться системой наблюдения, а если за ней живут люди, то и системой оповещения.

Таджикские журналисты забыли о Сарезе?

Два-три года назад СМИ Таджикистана достаточно много писали о Сарезе. Например, в газете «Вечерний Душанбе» был опубликован цикл статей о приручении «Сарезского дракона» (так его здесь называют). Авторы предлагали самые различные варианты решения проблемы: от снижения уровня озера до его полного осушения.

А сейчас такие публикации очень редкий гость на газетных полосах. По крайней мере, за последние полгода нет ни одной. Дракон умер? Или только спит?

Материал подготовлен в рамках проекта поддержки СМИ ЦА «Index on censorship»

Asia-Plus, Таджикистан, специально для ИА "Фергана.Ру", май 2004