Исполняющий обязанности министра обороны России Сергей Иванов отправляется в Узбекистан
Теракт в Чечне, в результате которого погиб президент Кадыров, станет одним из вопросов, которые будут затронуты в ходе начинающегося сегодня планового визита министра обороны России в Узбекистан. "Исламское движение Узбекистана" занесено Госдепартаментом США в список наиболее опасных международных террористических организаций.
- Можно надеяться, что активизация террористов подтолкнет Россию и Узбекистан к активизации военно-технического сотрудничества в целях борьбы с ними, - считает директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов.
Тему военно-технического сотрудничества (ВТС) Сергей Иванов и его коллега - первый гражданский министр обороны в Центральной Азии Кадыр Гуломов обсудят подробно. Еще во время визита президента Каримова в Москву в 2001 году было решено поставлять вооружение в Узбекистан в обмен на хлопок. Узбекистан нуждается в стрелковом оружии, артиллерии, в основном в минометах и ракетных системах залпового огня, которые эффективны в условиях горной местности и "зеленки". Нужны современные средства связи, ночные прицелы, радиолокаторные станции и т.п. Но платить нечем: неурожай хлопка, поэтому поставки задерживаются. При этом общий долг Узбекистана России составляет около $600 млн.
Будут обсуждаться и вопросы региональной безопасности, по которым Узбекистан и Россия сотрудничают как на двусторонней основе, так и в рамках Шанхайской организации сотрудничества. С 2001 года Узбекистан предоставляет "на временной основе" свои базы Соединенным Штатам (Ханабад) и ФРГ (Термез) для проведения антитеррористической операции в Афганистане.
Эксперты отмечают, что Узбекистан в последние годы оказался как бы между молотом и наковальней: с одной стороны - Китай, с другой - исламский фундаментализм, а соседняя Россия не в состоянии противодействовать ни тому, ни другому. В этих условиях присутствие США решает многие проблемы: обеспечивает внутреннюю стабильность Узбекистана, сдерживает Китай, дает возможность заработать на аренде баз для американцев и при этом гарантирует приток американских инвестиций и разнообразные программы содействия. В 2003 финансовом году американские правительственные ассигнования на программы помощи Узбекистану составили, по данным Госдепартамента США, $86,1 млн.
Одна из важнейших проблем сотрудничества России с Узбекистаном - создание российско-узбекского авиахолдинга по производству военно-транспортного самолета Ил-76 ТД. Он собирается на Ташкентском авиапроизводственном объединении имени Чкалова (ТАПОиЧ), а состоит на 80-90% из российских комплектующих. Во всех сделках с третьими странами ТАПОиЧ выступает как головное предприятие, и Москва поэтому получает гораздо меньшую выручку, чем в случае сборки самолетов в России. А тут еще ТАПОиЧ собралось устанавливать на самолет канадские двигатели. Так что российская сторона угрожает переносом производства из Ташкента в Воронеж. Оставить его в Узбекистане она согласна при условии, что ТАПОиЧ станет частью создаваемого российского авиахолдинга, причем акции ташкентского завода должны быть переданы России в обмен на долю в прибыли. А узбекские власти требуют их выкупить. Споры на эту тему длятся уже не один год. Тем временем Агентство США по торговле и развитию предоставило узбекской стороне грант на подготовку технико-экономического обоснования проекта производства самолета регионального назначения Ил-114-X00 (на базе Ил-76) с использованием американских комплектующих.
Наметившийся просвет в отношениях России и Узбекистана - приход в Узбекистан крупных российских компаний, таких, как "Газпром", который в начале апреля подписал договор с "Узбекнефтегазом" о разработке месторождения Шапахты. Таким образом, ВТС может оживиться за счет поставок в Россию узбекского газа вместо хлопка.