"Решение правительства Узбекистана о закрытии Фонда Сороса было политическим"
УЗБЕКСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО БЫЛО ДЕЗИНФОРМИРОВАНО?
За разъяснением ситуации, сложившейся вокруг ухода Фонда Сороса из Узбекистана мы обратились к руководству Фонда. Директор грантового департамента проекта "Центральная Евразия" Института Открытое Общество (Фонд Сороса) в Нью-Йорке Кассандра Кавано (Cassandra Cavanaugh) любезно согласилась ответить на наши вопросы.
До начала работы на ИОО д-р Кавано преподавала историю России и Средней Азии в Колледже Святого Креста в штате Массачусетс и работала в отделе Human Rights Watch, занимающемся Центральной Азией. Госпожа Кавано является одним из самых авторитетных специалистов в области прав человека в Центральной Азии.
- Госпожа Кавано, Является ли решение правительства Узбекистана о закрытии офиса «Института открытое общество» окончательным?
- Для возобновления регистрации мы подали апелляцию, и, возможно, обратимся в суд. Решение правительства было явно политическим. Многие иностранные и международные организации, действующие от лица правительства США и Европейского Союза, заявили о поддержке ИОО.
- Каким было основание для отзыва вашей регистрации?
- Узбекское правительство обвинило нас в подрыве политики узбекского государства, в частности, в наших разработанных и распространяемых нами учебных материалах, хотя на самом деле все материалы были разработаны совместно с узбекскими министерствами, в частности, с Министерством высшего образования.
Нас обвинили в пропаганде западных ценностей, хотя ценности, которые мы поддерживаем и за которые агитируем, являются универсальными. Создается впечатление, что узбекский режим чувствует угрозу со стороны таких идеалов, как свобода слова, прессы и человеческого достоинства.
- Российские и зарубежные СМИ часто говорят о том, что свержение Шеварднадзе и приход к власти Михаила Сакаашвили были осуществлены на деньги Джорджа Сороса?
- Это дезинформация. В Грузии мы занимались проектами, которые поддерживали правительство США, ОБСЕ, Европейский Союз, и информация об участии ИОО в свержении Шеварднадзе является просто попыткой найти виновного.
- Не думаете ли вы, что правительство Узбекистана руководствовалось именно подобной информацией?
- В таком случае оно было основательно дезинформировано.
- Какие проекты ИОО остались незаконченными и как вы планируете финансировать их?
- Сложно сразу назвать точное количество текущих проектов. Сейчас мы занимаемся оценкой возможности их продолжения. Положение сходно с тем, что случилось в 1999 году в Белоруссии, когда президент Лукашенко прекратил деятельность ИОО.
Один из проектов – издание антологии поэзии среднеазиатских авторов.
- Когда вы начали ощущать давление со стороны узбекского правительства?
- В начале 2003 года. К середине года мы ощутили сигналы недовольства правительства, и в ноябре правительство заявило о необходимости повторной регистрации международных организаций.
Власти и милиция неоднократно допрашивали и угрожали нашему местному персоналу, а министр иностранных дел обвинил нас в поддержке терроризма и разжигании межэтнической розни.
Я полагаю, что на самом деле они просто "пробовали воду", перед тем как перейти к конкретным действиям.
- Что произойдет с вашим местным персоналом?
- Наши местные сотрудники получат компенсацию в соответствии с узбекским законодательством. Партнерские международные организации с энтузиазмом высказались за продолжение некоторых наших программ, они же смогут взять на работу наших бывших сотрудников.
- Как проходит деятельность ИОО в других странах Центральной Азии?
- Все офисы ИОО в странах Центральной Азии сходны с узбекским офисом по структуре и форме работы.
В Таджикистане, к примеру, на следующей неделе пройдет конференция по вопросам трудовой миграции, на которой будут присутствовать представители таджикского правительства, которое очень эффективно сотрудничает с нами.
Правительство Киргизии также активно работает с нами над критическими вопросами. Мы работаем над реформой налогового законодательства с целью облегчения деятельности малого бизнеса. Г-н Сорос в ближайшее время посетит Киргизстан и встретится с президентом Акаевым.
В Казахстане мы работаем над Kazakhstan Revenue Project, который стимулирует общественное обсуждение использования средств, полученных от нефтегазового сектора. Мы собираемся провести семинар для членов казахского парламента с целью увеличения государственного контроля над этими средствами.
В России некоторые из поддерживаемых нами организаций уже встали на ноги и не нуждаются в финансировании.
Узбекистан стал печальным исключением из списка, равно как и Туркменистан, где царит ужасающее отсутствие свобод. К сожалению, в этом отношении Узбекистан приближается к уровню Туркменистана.
В общем ИОО тратит около 450 миллионов долларов на свою деятельность по всему миру.
- Кассандра, встречались ли вы с г-ном Соросом лично и каковы на Ваш взгляд причины, по которым он финансирует работу ИОО?
- Я встречалась с г-ном Соросом несколько раз. Он очень искренен в своем желании улучшить жизнь людей в развивающихся странах, он очень близко воспринимает их проблемы и полон решимости помочь им.
* * *
Как сообщило радио "Свобода", США осудили закрытие в Узбекистане неправительственной организации "Открытое Общество", которую финансировал известный филантроп Джордж Сорос. Представитель госдепартамента США Ричард Баучер заявил, что решение узбекских властей ставит на грань срыва осуществление важных гуманитарных программ. Через "Открытое Общество" финансировались - образование и борьба с наркоманией.