Москва вступила в сговор с Ашхабадом в отношении резолюции ООН по правам человека
На днях в Женеве Комиссия ООН по правам человека приняла жесткую резолюцию, осуждающую нарушения прав человека в Туркмении. За документ проголосовали 25 стран, против были 11, воздержались - 17. Документом констатируются недопустимые факты "дискриминации в области образования и занятости этнических русских, узбеков и других национальных меньшинств", "репрессивной политики" в отношении оппозиции, "произвольные аресты, лишения свободы, ограничение свободы на получение информации и самовыражения".
Симптоматично, что среди воздержавшихся при голосовании по резолюции оказалась Россия, граждане которой, живущие в Туркмении, считаются людьми второго сорта и на собственном опыте знают, что такое дискриминация. Похоже, для Москвы гипотетическая возможность участия в разработке туркменских энергоресурсов выглядит куда более привлекательно, нежели защита прав собственных граждан.
Официальная позиция Москвы была озвучена замминистра иностранных дел РФ Юрием Федотовым, который заявил: "Мы в принципе исходим из того, что так называемыми "страновыми" резолюциями, тем более Комиссии ООН по правам человека, вряд ли можно исправить реальное положение дел".
Неизвестно, какое внимание уделила Москва в числе прочих тому факту, что в благодарность за оказанную Россией поддержку Туркменбаши подписал указ о строительстве в Ашхабаде на месте снесенного недавно Русского драматического театра очередного фонтана. Похоже, русскоязычное население привыкло к полному равнодушию исторической родины к своим проблемам и не надеется на помощь чиновников со Смоленской площади и из Кремля.
Индифферентная позиция России развязывает руки Ниязову, а в результате дискриминация этнических меньшинств в Туркмении идет по нарастающей. Так, специалисты, получившие дипломы о высшем образовании после 1993 года за пределами Туркмении, до 22 мая этого года должны быть уволены. Представители нацменьшинств теперь не имеют права занимать должности в финансовых и военных структурах, юридической системе, в органах полиции и других службах безопасности. В придачу увольняют учителей и врачей. В подавляющем большинстве случаев - это русские, узбеки, казахи, армяне и дети от смешанных браков. Даже если один из родителей туркменской национальности, рассчитывать на послабления не приходится.
Разумеется, президент Ниязов никак не отреагировал на очередную порцию критики со стороны международного сообщества. Никакие резолюции Туркменбаши не указ, тем более что принимаются они регулярно. Так, в ноябре прошлого года документ, осуждающий нарушения прав человека в Туркмении, приняла Генассамблея ООН. "К сожалению, туркменское правительство не решило тех проблем, которые были подняты Комиссией ООН по правам человека. Более того, в 2003 году и в первые месяцы 2004-го ситуация с правами человека в Туркмении заметно ухудшилась", - заявил Аарон Роудс, исполнительный директор Международной Хельсинкской федерации.
Примечательно, что среди сочувствующих Туркменбаши 11 стран оказалась Украина. Киев, как и Москва, надеется подписать газовый контракт сроком на 25 лет. Неизвестно, правда, есть ли в Туркмении столько газа, чтобы его хватило на всех желающих.
А недавно и сама Россия попала в одну компанию с Туркменией и Белоруссией, став объектом критики со стороны Комиссии ООН по правам человека. На минувшей неделе в Женеве обсуждалась резолюция Евросоюза по Чечне. Главная претензия ЕС состоит в том, что преступления, которые совершаются в Чечне, не расследуются должным образом. Так что Москве сейчас не до каких-то там сограждан в "духовно близкой" Туркмении.
***
Виктория Витальевна Панфилова - обозреватель "НГ".