Генпрокурор Узбекистана: теракты в Ташкенте - дело рук "жамоатов".
9 марта на брифинге в Ташкенте Генеральный прокурор Узбекистана Рашид Кадыров сообщил журналистам, что по подозрению в причастности к недавним терактам на сегодняшний день задержаны 54 человека, 45 из них предъявлены обвинения, и они арестованы, в том числе 15 женщин. Также установлена личность 30 погибших террористов, а личности остальных устанавливаются с помощью исследования ДНК.
По словам Кадырова, следствием установлено, что с 2000 года по настоящее время в Ташкенте, Ташкентской и Бухарской областях действовали несколько подпольных групп - "жамоатов", которые можно отнести к опасному типу религиозно-экстремистских организаций. Идеологическая обработка членов этих групп осуществлялась из-за рубежа с широким использованием аудио, видео и печатной продукции, лазерных дисков. Экстремисты координировали свои действия по Интернету. В ходе следствия, у одного из подозреваемых был изъят компьютер, в восстановленных файлах которого "обнаружены сканированные конспекты боевиков, проходивших диверсионную подготовку в военно-полевых лагерях на территории Пакистана и других государств".
- Основным религиозным мировоззрением и целевыми установками "жамоатов" на самопожертвование при терактах являются идеи Хизб-ут-Тахрир, усиленные элементами радикализма террористической организации «Исламское движение Узбекистана», - сказал Кадыров.
Генпрокурор также заявил, что группы террористов, действовавшие в Узбекистане, имели твердую иерархическую структуру, под единоличным руководством "главного амира", местонахождение которого "в интересах следствия пока оглашению не подлежит". У следственных органов имеются показания арестованных о том, что их обучение и боевая подготовка проводилась арабскими инструкторами, готовившими боевиков "Аль-Каида".
Вместе с тем прокурор сказал, что окончательные выводы о причастности какой-либо конкретной организации к терактам в Узбекистане делать пока рано:
- Кто стоит за всем этим и кому нужна дестабилизация обстановки в стране? Окончательные выводы может сделать только суд.
Рашид Кадыров подтвердил, что правоохранительными органами продолжается активная работа по проверке причастности к терактам лиц, состоящих на учете из-за прошлых связей с различными религиозно-экстремистским течениями. По этим мотивам в органы внутренних дел были "доставлены 412 лиц, из них по подозрению в соучастии в терактах" задержаны 9, а все остальные отпущены домой, ввиду не подтверждения их причастности к преступлениям".
По мнению правозащитных организаций, чрезвычайная бедность и недостаток политических свобод подталкивают население Узбекистана к религиозному и прочему радикализму. В тюрьмах уже содержатся более 6 000 заключенных участников религиозных организаций радикального толка. Но власти оправдывают такие жесткие меры опасностью нестабильности в обществе, распространения в нем религиозного экстремизма и терроризма.